Фото: Ольга Воробьева/АСИ

НКО регулярно проводят конкурсы для журналистов, но нужны ли они самим некоммерческим организациям и СМИ и для чего? Об этом поговорили эксперты на паблик-токе в центре «Благосфера».

Создание сообщества

Многие некоммерческие организации с помощью конкурсов собирают журналистов, которые пишут на социальные темы. Такое комьюнити создает, например, благотворительный фонд «Линия жизни», который проводит конкурс «В союзе слова и добра». После окончания конкурса фонд поддерживает связь с журналистами-участниками.

Для тех же целей конкурсы по социальной журналистике проводят и редакции.

«Мы расширяем базу корреспондентов в регионах. Не всегда можем отправить туда своего корреспондента, но в регионах есть свои журналисты. Благодаря конкурсу мы понимаем их уровень и видим, с кем можно поработать»,

— отмечает Мария Антонова, выпускающий редактор журнала «Русский репортер». Журнал организует конкурс «Я — созидатель».

Мария Антонова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

По словам Антоновой, журналисты и НКО также получают возможность высказаться перед широкой аудиторией, и все больше людей узнают о деятельности разных НКО.

«Для нас конкурс — это способ продвинуть сложные, неочевидные темы, — говорит Ольга Дроздова, руководитель программ Агентства социальной информации. — Когда-то мы проводили, например, конкурс «Журналисты против СПИДа». Затем предложили посмотреть на людей, которые работают в некоммерческом секторе, как на профессионалов. Так появился конкурс «НКО-Профи».

Кроме того, конкурс помогает повысить качество материалов на заданную тему, добавляет Дмитрий Колтаков, заместитель руководителя департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ольга Дроздова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Мотивация

Во время конкурсов редакции получают возможность оценить, насколько их продукт конкурентоспособен, считает Наталья Власова, генеральный директор Фонда независимого радиовещания. Они знакомятся с работой коллег, заимствуют интересные журналистские решения, получают оценку своей работы экспертами из Москвы и регионов.

Еще одна мотивация журналистов — признание. Например, в жюри конкурса «В союзе слова и добра» приглашают известных пишущих и телевизионных журналистов, рассказывает Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью благотворительного фонда «Линия жизни». Это дает возможность пообщаться и получить оценку от корифеев журналистики.

Елена Ноготкова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«В нашем случае журналисты хотят выйти за ограничение редакционными рамками, — рассказывает Мария Антонова. — Форматы многих СМИ ограничены жанрами и количеством знаков, хронометражем. Наш конкурс помогает попробовать новые технологии. Он проводится на отдельно созданной мультимедийной платформе. По условиям мы принимаем и ранее опубликованные работы, но их нужно переверстать, используя наши инструменты. Примерно 80% участников переверстывают свои материалы (мы сравниваем с первоисточником). У нас есть есть пара текстов, где авторы добавляли важные детали, которые не вошли по знакам из-за ограничения его СМИ».

Вовлечение

Не все НКО ставят цель вовлечь журналиста в социальные темы, но сделать это иногда удается.

«Никаких гарантий этого, конечно, нет. Каждый участник унесет столько, сколько готов унести, и мы не можем никак на это повлиять. Но, например, во вторую волну нашего конкурса приходили те же люди, но с новыми публикациями. Возможно, это происходит благодаря реакции — и профессиональной, и аудиторной, — материалы публикуются в открытом пространстве, и их оценивает аудитория», — говорит Мария Антонова.

Как отметил Дмитрий Колтаков, конкурсы могут не влиять на журналиста напрямую. Но он может настолько проникнуться темой, что ему захочется писать об этом еще.

Слева направо: Елена Ноготкова, Мария Антонова, Наталья Власова, Ольга Дроздова, Дмитрий Колтаков. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Оценка эффективности

Оценка эффективности конкурса начинается с приема заявок. По ним можно оценить, насколько поднятая тема актуальна и понятна. Еще один показатель результативности конкурса, по словам Ольги Дроздовой, — формируемое сообщество. Если с участниками удается подружиться и тесно сотрудничать, конкурс прошел не зря.

«Когда мы подводили итоги нашего конкурса, то просили участников написать, как на них и их героев повлияло участие в конкурсе, — добавила Мария Антонова. — Героев мы просили записать видео, а авторов материалов — написать небольшие тексты, как они работали над публикацией и какой эффект вызвал выход в СМИ. Кроме того, из самих работ мы узнаем, что стоит на повестке дня в других СМИ. Когда начались проблемы с экологией и мусорными свалками, у нас появилось много материалов. Люди заходили на сайт и видели, что это важная тема».

Елена Ноготкова и Мария Антонова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Секреты успеха конкурса: советы экспертов

Чтобы конкурс прошел успешно, необходимы:

  • Экспертное жюри, признаваемое сообществом. Состав жюри должен быть равномерным и представлять разные позиции. Однобокость экспертного совета может убить желание журналиста участвовать в этом и других конкурсах.
  • Дискуссия профессионалов. Конкурс должны сопровождать разъяснения и дополнительная информация, которые помогают как можно лучше объяснить его смысл.
  • Продолжительность. Конкурс не должен быть скоротечным, чтобы журналист успел написать работу и подать заявку.
  • Приз. Журналиста необходимо наградить. Это может быть декоративный подарок, который подчеркивает престиж журналиста — например, «тарелка». Кроме этого, можно подарить стажировку в журнале. И, наконец, вручить материальный подарок — технику или денежное вознаграждение.

«Если есть возможность подарить журналисту деньги, это нужно сделать. Журналисты изо дня в день находятся в сильном информационном потоке и работают за очень скромные деньги, — добавила Наталья Власова. — Престиж, конечно, тоже важен. Еще один бонус — возможность выбраться из рутины, рабочей «бытовухи» и подышать в другом ритме».

По словам Дмитрия Колтакова, необходимо учитывать, что денежный приз предполагает дополнительную налоговую нагрузку как для НКО, так и для журналиста.

Наталья Власова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Что не стоит делать при организации конкурса

  • Сильно ограничивать рамки. Конкурс публикаций по одной узкой теме может не собрать достаточно заявок. Лучше выделять номинации и по другим направлениям.
  • Формулировать условия конкурса слишком широко и абстрактно. Участники могут не понять условия, и это осложнит работу экспертного совета.
  • Постоянно продлевать сроки приема заявок. Это расслабляет участников, ухудшает организацию процесса и дает понять, что конкурс несерьезный. За установленный срок нужно постараться привлечь максимальное количество участников.
  • Повторять темы конкурсов коллег. Перед организацией важно посмотреть темы конкурсов, заявленных коллегами из других регионов. Желательно привнести что-то новое, а не тиражировать то, что уже делают другие, чтобы не создавать лишней конкуренции.
Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Паблик-ток проходил в медиацентре «АСИ-Благосфера». Это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб. В медиаклубе проходят обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

В июне медиаклубу исполнилось два года. За это время здесь освещались как «инструментальные» темы, которые помогают НКО освоить технологии для более успешной работы в сфере коммуникаций, так и стратегические темы.

«Когда мы задумывали медиаклуб как место встречи НКО с профессионалами из сферы медиа в дискуссионном формате, то не были уверены, насколько попали в точку, — рассказывает Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера». — К тому времени стало уже заметно изменение формата профессионального разговора о медиа. Стандартные пресс-конференции, лекции начали изживать себя. И за эти два года мы пришли к наиболее работающей формуле. У нас есть и мастер-классы — это удовлетворяет тех, кто пришел освоить технологию, и формат обсуждений — открытые паблик-токи, открытые интервью, которые позволяют глубже покопаться в какой-то проблеме и теме. Мы увидели, что это востребовано».

Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Смотреть видеозапись

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Как НКО сформировать личный бренд

Из чего складывается бренд организации и зачем развивать свои сильные стороны, рассказала президент компании WorkLine Group Евгения Громова на медиаклубе в центре «Благосфера».