Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Новости

Как собрать деньги на помощь тем, кому не хотят помогать

Охотнее всего россияне помогают детям и людям с тяжелыми заболеваниями. Как быть остальным?

Мужчина обедает в пункте обогрева для бездомных людей. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Кому помогают

Опрос, который недавно проводила Общественная палата РФ, показал: чаще всего россияне помогают детям-сиротам и тяжелобольным людям. В проекте ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества отмечается, что людям с тяжелыми заболеваниями помогают 53,1% опрошенных, детям-сиротам — 43,7%, инвалидам — 35,5%.

По данным опроса, 24,2% опрошенных иногда жертвуют на строительство храма, приюта для животных, восстановление памятника искусства или ценного природного объекта. Не занимаются благотворительностью около 16% респондентов: они не доверяют благотворительным организациям. Основными причинами недоверия опрошенные назвали отсутствие прозрачности (47,8%), восприятие респондентами благотворительных организаций как мошенников (24%) и знание о конкретных примерах недобросовестности (22,6%). Всего в опросе приняли участие 1 257 человек.

«Сами виноваты»

Сердобольное отношение к детям и людям с тяжелыми заболеваниями кажется вполне логичным и правильным, и помощь этим группам населения вызывает, как правило, безоговорочное одобрение общества. Благотворительные организации, которые помогают самым «проблемным» с точки зрения фандрайзинга группам населения: бездомным людям, наркозависимым и людям, живущим с ВИЧ, — вынуждены постоянно развеивать мифы о своих подопечных.

По мнению директора московского филиала благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным людям, Дарьи Байбаковой, собирать деньги на помощь бездомным людям всегда тяжело — это одна из самых сложных категорий.

«Мне кажется, во многом это обусловлено тем, что эти люди сильно стигматизированы и окружены огромным количеством мифов и стереотипов. Например, есть миф, что бездомные люди сами виноваты в своих бедах или что они сами выбрали такой путь. Кроме того, многие люди думают, что им бездомность не грозит», — рассказывает Байбакова.

Тема наркопотребления тоже окружена мифами. Как рассказывает координатор уличной социальной работы фонда Андрея Рылькова Максим Малышев, основной заключается в том, что наркопотребителей не стоит жалеть и спасать, потому что они сами выбрали свой путь. Хотя на самом деле, по словам Малышева, этот выбор очень мифический, ведь зависимость — это не физическая привычка, а внутренняя болезнь и попытка уйти от своих чувств и переживаний.

«Если человек попробовал вещество и почувствовал, что ему стало легче, он будет и впредь пытаться облегчить свою боль. Когда у нас болит зуб, мы принимаем обезболивающее. Также и наркопотребители стараются заглушить внутреннюю боль веществами. Но только больной зуб можно вырвать, а зависимость просто так из головы не выкинешь. К сожалению, у подавляющего большинства это не получается: по статистике, 80% наркопотребителей все равно возвращаются к употреблению», — рассказывает Малышев.

По словам координатора фонда, в числе основных причин наркопотребления — внутренние переживания, социальный фактор и привычные модели поведения.

«Люди привыкли, что, чтобы облегчить свое состояние, надо выпить или принять наркотик. Поэтому я бы не назвал наркозависимость волевым выбором человека. Это стечение неблагоприятных факторов», — считает Максим.

Откуда брать деньги

Собирать деньги на помощь людям из стигматизированных групп населения сложно. Фонд Андрея Рылькова существует в основном благодаря грантам. По мнению Малышева, фонду, который помогает наркозависимым людям, выжить на одни пожертвования невозможно. Это связано с низким уровнем сожаления к наркопотребителям.

Организация помощи бездомным людям «Ночлежка» существует на пожертвования физических лиц, они составляют примерно 40% бюджета. Пожертвования коммерческих компаний составляют еще около 20% бюджета организации. По словам Байбаковой, организации непросто вписаться в большие программы корпоративной социальной ответственности: для помощи бездомным нужна определенная смелость, и не все компании к этому готовы.

«С другой стороны, именно поэтому проекты бездомным людям очень заметны. Например, новость, что сеть отелей Hilton выделила деньги на обучение бездомных клиентов «Ночлежки» и взяла их на работу, производит фурор, потому что мало кто это делает», — делится Дарья.

По словам Байбаковой, рассказывать о своей деятельности и привлекать внимание к проблеме бездомных — важная задача, потому что в противном случае «Ночлежка» не выживет как организация.

Что делать

Один из способов вызвать сочувствие к людям, которых в России жалеть не принято, — персонализировать образ человека. Важно показать обществу, что, например, бездомные — это не безликая серая масса у вокзала, а самые разные люди, которые из-за череды бед оказались на улице.

«Мы стараемся разными путями работать на персонализацию образа бездомного человека: делаем партнерские акции с креативными агентствами, социальную рекламу, проводим лекции, регулярно выпускаем ролики про клиентов «Ночлежки», которые от первого лица рассказывают свои истории», — делится Дарья.

В фонде Андрея Рылькова в прошлом году делали проект «Моменты позитива»: наркопотребителям раздали одноразовые фотоаппараты и попросили их снимать свои личные радостные моменты в жизни. На этот проект фонду требовалось 60 тыс. рублей, и на краудфандинговой платформе собрать их было сложно. По словам Максима, в основном это были деньги друзей сотрудников фонда.

«Во-первых, мы хотели показать обществу, что моменты радости у всех людей практически одинаковые. Вторая цель была более терапевтической: дать возможность самим наркопотребителям замечать хорошие моменты. Мы верим: чем лучше у человека развит навык видеть позитив в обычной жизни, тем сильнее он становится», — рассказывает Малышев.

Еще один вариант привлечь внимание потенциальных доноров к непростым категориям людей — показать, что беда на самом деле может случиться с каждым. Одним из самых впечатляющих в этом смысле проектов стал «Индекс уязвимости» от «Ночлежки» — простой тест из десятка вопросов, который показывает риски конкретного человека оказаться на улице.

«Мой личный индекс уязвимости — 32%, результат меня сильно впечатлил. Я думала, что у меня благополучная спокойная жизнь, но вдруг поняла, что есть довольно много факторов, которые при плохом стечении обстоятельств могут привести меня на улицу», — делится Дарья Байбакова.

Также дестигматизация людей возможна при поддержке государства. По мнению Максима Малышева, изменить отношение общества к наркопотребителям может, например, декриминализация некоторых веществ, потому что модели наркопотребления очень разные, и людей, зависимых от наркотиков, всего около 10% — остальные употребляют по другим схемам и в зависимость не впадают.

«После законодательных изменений люди станут дискутировать, выражать свое отношение к теме наркотиков, высказывать разные точки зрения. Консенсус в обществе рождается из обсуждений, которых сейчас в России нет. Важно, чтобы давалась элементарная свобода слова. Наш фонд оштрафовали на 800 тыс. рублей за статью в газете «Шляпа и баян», которую я выпускаю для наркопотребителей. Как в таком случае вообще можно обсуждать в обществе тему наркотиков?» — отмечает Малышев.

Помочь фонду Андрея Рылькова выплатить штраф можно, сделав пожертвование на официальном сайте.

Случается, что даже печальные истории работают на привлечение внимания к проблеме. Дарья Байбакова рассказывает, что после истории с «Культурной прачечной» в Москве случился всплеск обсуждения темы бездомности.

«За 28 лет работы «Ночлежки» в России никогда еще в таком масштабе помощь бездомным людям не обсуждалась. Наверное, в долгосрочной перспективе это приведет к тому, что помощь бездомным станет чем-то не столь необычным и исключительным, но я не питаю иллюзий. Нам придется пройти долгий путь», — поделилась Дарья.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике