Фото: Центр «Благосфера»

13 февраля в Медиацентре «АСИ — Благосфера» состоялась презентация и обсуждение исследования «Общественная активность москвичей в цифрах».

О том, чем жители столицы и Московской области отличаются от других россиян, рассказала Ирина Мерсиянова, директор Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Для сравнения использовались данные ежегодного мониторинга гражданского общества за 2017 год, который проводится по всей стране (всероссийские опросы населения), и телефонного опроса, в котором декабре 2017 участвовали жители Московского региона (Москвы и Московской области).

Исследование «Общественная активность москвичей в цифрах» доступно тут.

Доверие к ближнему и дальнему

Один из вопросов, который традиционно задают исследователи гражданского общества, — о доверии.

Жители Московского региона меньше, чем россияне в целом, готовы доверять людям вообще (21% против 28%) и больше – людям из своего ближайшего окружения (72% против 66%). То есть получается, что они настроены несколько скептичнее по отношению к людям в целом и более оптимистично к своему непосредственному окружению.

Что же касается довольно низкого уровня доверия вообще, Ирина Мерсиянова прокомментировала: «Это наш социум, мы в нем живем… На излете советской власти уровень доверия был порядка 50%, потом он упал. Люди привыкли доверять и не доверять, но при этом строить отношения. Так что говорить о кризисе доверия я бы не стала».

Удовлетворенность жизнью

Еще один показатель, интересующий исследователей в связи с общественной активностью, так называемый «уровень счастья».

Получилось, что по сравнению со всей страной москвичи и жители области больше удовлетворены своей жизнью.

При этом утверждается, что люди, удовлетворенные своей жизнью, активнее участвуют в общественной жизни. Исключение составляет лишь такая форма, как участие в акциях протеста, митингах, пикетах — несогласие с существующим положением вещей выражают как раз те, кого их жизнь не устраивает.

По количеству же желающих уехать из России особых различий не выявлено: такое намерение декларирует 7% жителей Московского региона, а всего по стране таких 8%. «Но те, кто декларирует намерение уехать – очень активные люди, «золотой запас страны»», — подчеркнула Ирина Мерсиянова.

Интересно, что жители Москвы и области дают более пессимистичный прогноз относительно будущего. Каждый второй россиянин (50%) считает, что жизнь в стране станет лучше. В Московском регионе думают иначе: только 13% уверены, что жизнь, безусловно, станет лучше, 29% считают, что такая вероятность есть (всего 42%).

Участие в благотворительности: время и деньги

Москвичи и жители области больше участвуют в благотворительности и волонтерстве. Если по всей стране бескорыстную помощь людям за последний год оказывали 55% опрошенных респондентов, то в Московском регионе — 67%.

Чаще остальных благотворительностью занимаются: люди с высшим образованием, в возрасте от 31 до 45 лет, с высоким доходом («на автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем» и «на квартиру, дом денег хватает»), бизнесмены, предприниматели, руководители высшего звена и подразделения, специалисты, а также, как это ни удивительно, безработные — временно или постоянно.

Жители столицы и области также значительно больше готовы участвовать в жизни НКО, помогая как деньгами, так и собственным трудом.

Кому готовы помогать

Отдельный блок исследования Московского региона посвящен тому, какие социальные проблемы считаются наиболее актуальными и в чем готовы участвовать сами люди.

Здесь наибольший интерес представляют две матрицы: «неважные, но активные» и «важные, но не активные». Среди первых, например, помощь животным: граждане не считают проблему бездомных животных важной, но при этом активно участвуют в ее решении. «Это означает, что стада бездомных животных по улицам не бегают, и это хорошо», — прокомментировала Ирина Мерсиянова.

Важными, но не активными были названы следующие направления:

  • Оказание квалифицированной помощи в медучреждениях пациентам и медперсоналу
  • Поиск пропавших людей, помощь в чрезвычайных ситуациях
  • Правовое просвещение и правовая поддержка населения
  • Проведение патриотических акций, поиск захоронений солдат

«Москвичи и жители области больше участвуют в благотворительности, больше делают пожертвования и волонтеров среди них больше, — резюмировала Елена Тополева, директор Агентства социальной информации, которая модерировала дискуссию. — А вот то, что они при этом меньше доверяют людям, меня удивило».

*****

Пресс-конференция — один из форматов работы Медиацентра «АСИ-Благосфера», который был создан в партнерстве с Агентством социальной информации для медиасобытий некоммерческих организаций. Медиацентр — это площадка с профессиональным оборудованием, на которой можно организовать пресс-брифинги, презентации, ток-шоу и события других форматов на темы, созвучные деятельности центра «Благосфера».

Для этого можно приобрести базовый пакет услуг медиацентра. В него входит аренда самой площадки, использование всего оборудования (микрофонов, плазмы, дублера, кликеров), интернет-трансляция и запись, при необходимости — электронная регистрация.

15 февраля на площадке медиацентра «АСИ-Благосфера» проведет пресс-конференцию предприниматель и благотворитель из Минска Алексей Талай, который лишился рук и ног после несчастного случая.

21 февраля здесь состоится очередная встреча медиаклуба, посвященная мастерству написания текстов. Регистрация на встречу уже открыта.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Как провести благотворительный онлайн-аукцион

Как благотворительным фондам и не только проводить онлайн-аукционы, придумывать истории лотов, привлекать аудиторию и деньги, обсудили на паблик-токе медиаклуба «АСИ-Благосфера» 7 февраля.