13 февраля в Медиацентре «АСИ — Благосфера» состоялась презентация и обсуждение исследования «Общественная активность москвичей в цифрах».

Фото: Центр «Благосфера»

О том, чем жители столицы и Московской области отличаются от других россиян, рассказала Ирина Мерсиянова, директор Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Для сравнения использовались данные ежегодного мониторинга гражданского общества за 2017 год, который проводится по всей стране (всероссийские опросы населения), и телефонного опроса, в котором декабре 2017 участвовали жители Московского региона (Москвы и Московской области).

Исследование «Общественная активность москвичей в цифрах» доступно тут.

Доверие к ближнему и дальнему

Один из вопросов, который традиционно задают исследователи гражданского общества, — о доверии.

Жители Московского региона меньше, чем россияне в целом, готовы доверять людям вообще (21% против 28%) и больше – людям из своего ближайшего окружения (72% против 66%). То есть получается, что они настроены несколько скептичнее по отношению к людям в целом и более оптимистично к своему непосредственному окружению.

Что же касается довольно низкого уровня доверия вообще, Ирина Мерсиянова прокомментировала: «Это наш социум, мы в нем живем… На излете советской власти уровень доверия был порядка 50%, потом он упал. Люди привыкли доверять и не доверять, но при этом строить отношения. Так что говорить о кризисе доверия я бы не стала».

Удовлетворенность жизнью

Еще один показатель, интересующий исследователей в связи с общественной активностью, так называемый «уровень счастья».

Получилось, что по сравнению со всей страной москвичи и жители области больше удовлетворены своей жизнью.

При этом утверждается, что люди, удовлетворенные своей жизнью, активнее участвуют в общественной жизни. Исключение составляет лишь такая форма, как участие в акциях протеста, митингах, пикетах — несогласие с существующим положением вещей выражают как раз те, кого их жизнь не устраивает.

По количеству же желающих уехать из России особых различий не выявлено: такое намерение декларирует 7% жителей Московского региона, а всего по стране таких 8%. «Но те, кто декларирует намерение уехать – очень активные люди, «золотой запас страны»», — подчеркнула Ирина Мерсиянова.

Интересно, что жители Москвы и области дают более пессимистичный прогноз относительно будущего. Каждый второй россиянин (50%) считает, что жизнь в стране станет лучше. В Московском регионе думают иначе: только 13% уверены, что жизнь, безусловно, станет лучше, 29% считают, что такая вероятность есть (всего 42%).

Участие в благотворительности: время и деньги

Москвичи и жители области больше участвуют в благотворительности и волонтерстве. Если по всей стране бескорыстную помощь людям за последний год оказывали 55% опрошенных респондентов, то в Московском регионе — 67%.

Чаще остальных благотворительностью занимаются: люди с высшим образованием, в возрасте от 31 до 45 лет, с высоким доходом («на автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем» и «на квартиру, дом денег хватает»), бизнесмены, предприниматели, руководители высшего звена и подразделения, специалисты, а также, как это ни удивительно, безработные — временно или постоянно.

Жители столицы и области также значительно больше готовы участвовать в жизни НКО, помогая как деньгами, так и собственным трудом.

Кому готовы помогать

Отдельный блок исследования Московского региона посвящен тому, какие социальные проблемы считаются наиболее актуальными и в чем готовы участвовать сами люди.

Здесь наибольший интерес представляют две матрицы: «неважные, но активные» и «важные, но не активные». Среди первых, например, помощь животным: граждане не считают проблему бездомных животных важной, но при этом активно участвуют в ее решении. «Это означает, что стада бездомных животных по улицам не бегают, и это хорошо», — прокомментировала Ирина Мерсиянова.

Важными, но не активными были названы следующие направления:

  • Оказание квалифицированной помощи в медучреждениях пациентам и медперсоналу
  • Поиск пропавших людей, помощь в чрезвычайных ситуациях
  • Правовое просвещение и правовая поддержка населения
  • Проведение патриотических акций, поиск захоронений солдат

«Москвичи и жители области больше участвуют в благотворительности, больше делают пожертвования и волонтеров среди них больше, — резюмировала Елена Тополева, директор Агентства социальной информации, которая модерировала дискуссию. — А вот то, что они при этом меньше доверяют людям, меня удивило».

*****

Пресс-конференция — один из форматов работы Медиацентра «АСИ-Благосфера», который был создан в партнерстве с Агентством социальной информации для медиасобытий некоммерческих организаций. Медиацентр — это площадка с профессиональным оборудованием, на которой можно организовать пресс-брифинги, презентации, ток-шоу и события других форматов на темы, созвучные деятельности центра «Благосфера».

Для этого можно приобрести базовый пакет услуг медиацентра. В него входит аренда самой площадки, использование всего оборудования (микрофонов, плазмы, дублера, кликеров), интернет-трансляция и запись, при необходимости — электронная регистрация.

15 февраля на площадке медиацентра «АСИ-Благосфера» проведет пресс-конференцию предприниматель и благотворитель из Минска Алексей Талай, который лишился рук и ног после несчастного случая.

21 февраля здесь состоится очередная встреча медиаклуба, посвященная мастерству написания текстов. Регистрация на встречу уже открыта.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Центр «Благосфера» создает условия для того, чтобы люди приходили в благотворительность и могли больше узнать об организованной благотворительности и некоммерческих организациях: в центре проходят события московских некоммерческих организаций, работают книжный и киноклуб, работает благотворительный магазин фонда «Второе дыхание», пункты буккросинга, сбора батареек и макулатуры, есть коворкинг для НКО и инициативных групп.

Рекомендуем

Как писать посты в соцсетях: инфографика для НКО

Какие посты подходят для разных социальных сетей и как попасть в ленту пользователя, в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказала Людмила Зонхоева, руководитель PR-направления Агентства социально…

Как использовать digital-маркетинг в работе НКО

Как продвигать свою организацию за счет онлайн-инструментов и подготовить рекламную кампанию, в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказали Виталий Самолет, директор Центра социальных коммуникаций «Социальный эффект»,…