Фото: «Семья детям» (Екатеринбург)

Антибуллинговую программу планируется внедрить в 2019 году в пяти школах Верхней Салды.

Проект «Профилактика жестокого обращения в отношении детей» начала в апреле благотворительная организация «Семья детям» при поддержке компании «Боинг». С 2015 года специалисты разных детских учреждений, в том числе школ Верхней Салды, проходили обучение профилактике травли среди детей. В 2018 году на пилотной площадке кадетской школы был разработан и апробирован комплекс специальных мер по внедрению такой системы. Ближайший год будет посвящен распространению этого опыта в половине школ города. Оставшиеся школы смогут внедрить у себя на площадках предложенные модели самостоятельно.

Участники проекта узнают, как организовать комплексную работу по профилактике травли и по предотвращению последствий травли в школах. В проекте объединятся и будут принимать активное участие администрации школ, педагоги и родители с детьми. С педагогами и руководителями школ работа будет вестись в форме семинаров, супервизий. В школах будут проводиться дополнительные мероприятия, которые на практике позволят специалистам познакомиться с предложенными технологиями. Специалисты узнают о комплексной диагностике травли и жестокого обращения в учреждениях, о том, как внедрить антибуллинговую программу на разных уровнях: родитель – ученик – учитель, о том, как создавать правила в школе и информировать о них и т. д. Для родителей будут проводиться лекции и школьные собрания, дети примут участие в специальных акциях и классных часах.

2/3 старшеклассников российских школ хотя бы раз в месяц сталкиваются с травлей со стороны сверстников, таковы данные исследования НИУ ВШЭ. От чего зависит успех профилактики травли и с чего начать, учитывая масштаб проблемы?

«Есть два адекватных направления работы по травле в мире, – рассказывает психолог «Семьи детям» Рустам Муслумов. – Первое действует в США, в соответствии с ним предполагается учить всех участников образовательного процесса разбираться в маркерах насилия и как можно быстрее эти маркеры распознавать. Это путь усиления контроля. Второе направление – это скандинавский путь, когда важно изменить культуру взаимодействия среди детей, то есть научить детей взаимовыручке, общению, дружбе, разрешению конфликтов. Поэтому в системе профилактики можно выделить три этапа. Первый – это учиться диагностировать ситуацию, которая складывается в школе. Второй шаг – это воздействие на участников травли: на жертву и обидчика. Жертве оказывают необходимую психологическую помощь, а обидчику объясняются мотивы его поведения. Третий этап – это профилактика повторных нарушений и построение культуры такого общения в учреждении, когда травля не возникает в принципе. Обычно дети, выбирая как им общаться между собой, начинают дружить исходя из идей: мы дружим ради общего позитивного дела или мы дружим против кого-то. Второе, к сожалению, является более понятным и простым, здесь не нужно усилий. Поэтому его выбирают чаще. Позитивная культура в учреждении строится на создании интересных проектов, которые позволяют детям быть в одной команде и созидать. Это намного сложнее. Если говорить о человеке, с которого начинается профилактика травли, – то это классный руководитель. Любая воспитательная работа в школе идет через него. Если фигура классного руководителя слабая, то любой, даже очень профессиональный директор, психолог или другой педагог, не помогут».

Как отмечают в «Семье детям», итогом проекта станут внедренные эффективно работающие модели комплексной профилактики травли и жестокого обращения с детьми в пяти школах города. Культура безопасной школьной среды будет распространяться в Верхней Салде от одного специалиста к другому, от одной школы к другой.

Помимо антибуллингового направления, в проект включена деятельность по формированию профессионального сообщества, которое будет заниматься профилактикой жестокости в отношении детей в целом. Этот блок работы посвящен обучению специалистов разных детских учреждений социальной и образовательной сфер умению видеть жестокость, знать свои компетенции в этом вопросе и уметь действовать в разных ситуациях.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Трудные подростки Краснодара встретились с актером и научились работать с песком

Активисты добровольческого движения «Лаборатория света» провели 22 августа в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Краснодарскому краю творческую встречу и мастер-класс.