15 сентября в 518-й школе города Москвы прошли первые в этом учебном году «Уроки доброты» из цикла специальных занятий по пониманию инвалидности, которые региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» проводит с 1997 года. Уроки прошли во втором и в двух четвертых классах.

Вести занятия в 518-ю школу пришли Юлия Симонова, которая передвигается на коляске, и Дмитрий Данилин, который из-за травмы позвоночника использует при ходьбе специальные костыли. Ведущие рассказали детям о своей инвалидности. «Я на коляске с 10 лет, – поделилась Юлия. – Занималась гимнастикой, неудачно упала и сломала позвоночник. Но инвалидность не мешает мне работать, водить машину, путешествовать, заниматься плаванием. Если возникают препятствия, например, нет пандуса, тогда появляются сложности».

«А что вы чувствуете, когда двигаетесь на коляске или идете с костылями?» – поинтересовался четвероклассник Алеша. «Как же вы плаваете, если вы вон как?» – недоумевала второклассница Варя. Юлия и Дмитрий подробно отвечали на самые откровенные вопросы, и кое-кто решил, что появился наконец шанс узнать обо всем на свете. «А что такое волшебство?» – подняла руку второклассница с бантом. Дмитрий нашел ответ и на этот вопрос…

Зашла речь о том, кто и где сталкивался с людьми с инвалидностью. Школьники постарше вспоминали тех, кто просит деньги в метро или в подземных переходах. А ребята из второго класса сразу назвали одноклассника Степу, у которого ДЦП.

518-я школа несколько лет назад стала пилотной в продвижении инклюзивного подхода к образованию, здесь давно учатся дети с разными типами инвалидности. В этом же классе есть девочка, которая плохо видит, говорит и имеет интеллектуальные нарушения, но вспоминая о людях с инвалидностью, никто из ребят ее даже не упомянул, хотя она сидела рядом с ними. В результате беседы оказалось, что для большинства инвалидность связана с травмами, отсутствием рук или ног, двигательной активности. Гораздо реже школьники вспоминали о таких типах инвалидности, как отсутствие зрения или слуха, и совсем не упоминали интеллектуальные нарушения, по всей видимости, не считая это заслуживающей внимания проблемой.

Когда разговор зашел о сложностях, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в повседневной жизни, четвероклассники уверенно перечислили недоступность метро, подземных переходов, высокие бордюры. «Еще очень неприятно, когда на тебя все время смотрят», – полувопросительно сказала Настя…

Затем заговорили о том, что уже сделано для того, чтобы людям с инвалидностью, и не только им, было проще и легче в повседневной жизни: пандусы у магазинов, поликлиник и других зданий, бегущая строка с названием остановок в метро, светофоры со звуком, тактильная желтая плитка на тротуарах для незрячих, специальные навигаторы и виброзвонки… Ведущие дали детям посмотреть и, главное, потрогать книгу со шрифтом Брайля, с помощью которого могут читать те, кто не видит.

Полный цикл Уроков доброты состоит из пяти занятий, и тот четвертый класс, где в прошлом году уже было занятие, был явно лучше подкован в теории.

В ходе урока детям также предложили поиграть: примерить на себя ситуацию, с которой могут столкнуться люди с инвалидностью – пройти по классу с завязанными глазами и в сопровождении одноклассника, надеть и застегнуть пиджак одной рукой. Все искренне потешались, глядя на одноклассников, неловко закидывающих пиджак на плечо одной рукой, а вот когда Карина с повязкой на глазах прошла по классу и призналась, что было страшно, ребята притихли и задумались.

Поговорили и о том, как человек с инвалидностью может заниматься спортом. Дмитрий рассказал ребятам, что незрячие люди могут играть в футбол специальным мячом, внутри которого находится много маленьких мячиков, поэтому катящийся мяч издает характерный шелестящий звук, прекрасно улавливаемый незрячими футболистами. Школьники постарше сразу вспомнили и слэдж-хоккей, и Паралимпийские Игры в Сочи. Все хором решили, что людям с инвалидностью обязательно нужно помогать, но сначала хорошо бы узнать, нужна ли помощь, и какая именно. «Я видел, в метро сейчас есть специальная служба, которая помогает таким людям», – вспомнил Дамир.

Учительница одного из четвертых классов, Наталья Николаевна, прокомментировала занятие: «В классе есть один мальчик, довольно жесткий. Но когда он увидел, что весь класс единодушно готов помогать людям с инвалидностью, видно было, что он немного растерялся и открыл для себя что-то новое. Такие уроки помогают изменить отношение не только к людям с инвалидностью, но и к людям вообще».

В завершение занятия все дети получили домашнее задание: рассказать об уроке дома родным и близким и узнать, что они думают о людях с инвалидностью и их проблемах.

Рекомендуем