Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Новости

Строим «товарные» отношения: можно ли везти в детские дома новогодние подарки

И что для ребенка будет действительно настоящим подарком на Новый год.

Фото: Eli Pluma / Unsplash

6 декабря благотворительный фонд «Социальный навигатор» провел заседание этического клуба на тему «Рождественский базар: сказку сделать былью», чтобы разобраться, как устроить Новый год в благотворительности этично. 

Подарки в нашей культуре

Подарки — это продолжение отношений с кем-то из близких, говорит Илья Хломов, психолог, специалист по работе с подростками центра «Перекресток». Если подарки дарят случайно, например, незнакомец на улице, это скорее воспринимается как нонсенс и повод для опасений. 

«Подарок — это такой приближающий, соблазняющий ход. Если ты что-то подарил другому, для него ты будто становишься более привлекательным, симпатичным», — рассказывает Илья.

Бывает, и наоборот: близкий, который не может подарить ребенку какой-то дорогой подарок, становится менее привлекательным на фоне человека, который может это сделать. 

Как подарки попадают в детские дома 

Перед Новым годом многие коммерческие компании начинают выбирать, как и кого из уязвимых групп населения будут поздравлять.

По словам Елены Альшанской, президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», декабрь — как раз та пора, когда к фонду приходят компании и просят найти региональный детский дом, в который можно привезти подарки.

Татьяна Задирако, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», вспоминает, как раньше работала в фонде «Юнайтед Вей». По ее словам, фонд очень много работал с компаниями и ежегодно организовывал новогодние подарки в детские дома. Это было более десяти лет назад.

«Мы безусловно рассказывали компаниям, что детям в детских домах не нужны подарки на Новый год, им нужны устойчивые психологические программы, значимые взрослые. Но каждый год мы получали запросы на подарки», — вспоминает Задирако. 

Но потом случилась точка невозврата: как-то раз компания снова дала деньги на подарки, а фонд, поскольку сам не имел доступа к детям, а работал через другие организации, запросил письма — желания от детей, что они хотят на Новый год.

Была договоренность: подарки стоимостью в районе 2 тысяч рублей, желательно, конечно, книжки.

Фото:  Dorka Kardos-Latif / Unsplash

«И тут вдруг получаем письмо-счастье: дети хотят приставки Nintendo, определенную модель кроссовок Nike, определенную модель костюма Adidas и мобильные телефоны. Мы немного присели, потому что это никак не совпадало с историей про две тысячи рублей», — рассказывает Татьяна. 

Тогда они обратились к организации, которая работала с детьми: там ответили: «Если ваша компания не может сделать такие подарки, у нас там еще несколько в очереди. Они готовы удовлетворить любые потребности наших детей». 

Такие же запросы поступили от детей и из других детских домов. Это могло объясняться тем, что дети нашли подобные вещи в интернете, или тем, что пожелания им помогал составлять завуч детского дома. Тогда фонд перестал заниматься подарками на Новый год.  

Почему подаркам там не место

Когда компаниям объясняют, почему не нужно везти новогодние подарки в детские дома, и рассказывают, чем это можно заменить, некоторые отказываются, говорят: нет, наши сотрудники хотят вот так. 

«Мне это напоминает следующее. Представьте, у нас есть бездомные люди. И прекрасная компания говорит: мы решили построить им дома, но наши сотрудники не хотят строить дом из кирпичей, хотят из картона. Строят из картона, а потом спрашивают, а почему бездомные люди там не хотят жить?» — говорит Альшанская. 

При этом, по словам Альшанской, есть нюанс: если мы говорим о взрослых людях, то они смогут сказать: «Вы чего, зачем мне это?» Но мы говорим об уязвимых детях. 

Дети действительно могут попросить телефон или приставку, но сами по себе эти вещи для них не ценность (особенно если есть восемь компаний, которые готовы его подарить). Такие запросы, по словам Альшанской, появляются от взрослых, которые рядом, или в ходе обсуждения между детьми: чего сейчас самое дорогое, модное, что можно легко обменять на алкоголь. 

Фото: Eli Pluma / Unsplash

Но подарки в детские дома — это история про интересы и потребности взрослых, устроенных на работе, благополучных людей, у которых будет потом хорошее настроение. Это удовлетворение потребности быть хорошим, а дети используются почти как средство. 

Проблема ребенка в учреждении — не отсутствие Nintendo или Adidas, говорит Альшанская. Его проблема — отсутствие значимых отношений с взрослым, которому есть до него дело. 

«Ребенку все равно надо чувствовать радость. В итоге он, не получая индивидуального внимания, пытается заменить его вещами. Это получается радость от пяти айфонов, потому что одного папы у тебя нет», — говорит Елена. 

Это учит ребенка вместо человеческих отношений строить товарные: «Что ты мне дашь, настолько ты и ценен». По словам Альшанской, когда волонтеры начинают строить контакт с ребенком, он всегда начинает с одного и того же: «Дай, купи, переведи денег». Других отношений со взрослыми дети из сиротских учреждений строить не умеют, ведь взрослые научили их: «Раз ты сиротинушка, на тебе телефончик». 

По словам Альшанской, компании очень любят дарить подарки лично. 

«То есть незнакомые дяди и тети, которые в жизни ребенка не видели, любят приезжать в детский дом, сфотографироваться, обнять, посадить на коленки», — объясняет Альшанская. 

«Ребенку, который живет изолированно, это рисует вот такую картину мира: я бедненький, мне за это должны дать какую-то вещь, и вещь — это единственный способ получить радость. Незнакомые взрослые люди могут меня трогать, улыбаться и что-то мне дадут», — продолжает она.

А потом такой ребенок вырастет и выйдет из детского дома с этой картиной мира. Выйдет в мир, где никто уже не хочет дарить каких-то подарков. У такого ребенка не будет границ между знакомыми и незнакомыми взрослыми: «Если он мне что-то дал, надо обнять его».

Фото: Eugene Zhyvchik / Unsplash

Ребенок в детском доме не останется без подарка на Новый год, напоминает Альшанская. «Нормальные» регионы закладывают деньги на новогодние подарки в бюджет, детей тоже спрашивают, что они хотят, а подарки дарят знакомые взрослые — волонтеры-наставники, воспитатели из учреждения. Если есть информация, что такого не происходит, можно обратиться к руководителю учреждения. 

«Лучший подарок ребенку из детского дома — сделать так, чтобы он мог в следующем году там не находиться. Нужно поддерживать те инициативы учреждений и общественных организаций, которые помогают детям возвращаться в кровную семью или искать новую», — подчеркивает Альшанская.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике