Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Новости

Пять из 150 и один из 2000: эксперт об изменении статуса шести исторических зданий в Москве

Решение по шести объектам принято по обращению Олега Леонова, кандидата в депутаты Государственной думы РФ. В обращении, которое подписали тысячи москвичей, речь шла о 20 постройках, которым необходим охранный статус.

Фото: Илюхина Наталья / Фотобанк Лори

Но только одну из них — палаты Левашовых — Мосгорнаследие внесло в реестр памятников регионального значения. Остальные пять, как и еще примерно 2 тысячи выявленных объектов культурного наследия в Москве, все еще под угрозой. Рустам Рахматуллин, координатор «Архнадзора», объяснил АСИ почему.

8,5
тысячи культурно-исторических объектов находится в Москве

Заявленные и выявленные

Охранный статус может получить здание, которое представляет историческую ценность. Его присваивают в два этапа.

Сначала здание должны включить в перечень заявленных объектов. Это первичный охранный статус, он означает, что постройка соответствует признакам объекта культурного наследия. Такой статус может быть присвоен по заявке физического или юридического лица.

Таких «заявленных» объектов в Москве к началу лета было около 150, говорит Рахматуллин. Пять из них после обращения Леонова из заявленных перешли в выявленные объекты.  «Депутат может быть доволен, но Мосгорнаследию гордиться тут нечем», — убежден эксперт. 

Выявленный объект культурного наследия — тоже промежуточный статус. Его получают объекты, которые ждут историко-культурной экспертизы. По результатам Мосгорнаследие принимает решение о включении постройки в реестр памятников регионального значения. В Москве около двух тысяч таких «выявленных» объектов. Из них в реестр памятников по предложению Леонова прошел один объект – палата Левашовых.

«Пять из 150 и один из 2000 – это ничтожная доля», – подчеркивает Рахматуллин.

Палаты Левашовых в Староваганьковском переулке — памятник архитектуры XVII—XIX веков. Рахматуллин обращает внимание, что палаты попали в реестр памятников только после того, как были закончены реставрационные работы. «Пока дом был пуст и разрушался годами, он оставался в перечне выявленных», — говорит эксперт. 

«В отличие от заявленных, разрушение выявленных объектов уголовно наказуемо. Но нужно помнить, что это «подвешенные» памятники: по ним может быть принято как положительное, так и отрицательное решение», – объясняет Рахматуллин.

Фото: Artem Bryzgalov / Unsplash

Закрытый список

Как отмечает Рахматуллин, с мая 2019 года Мосгорнаследие практически не принимает заявки у горожан на присвоение предварительного статуса заявленного объекта. В «Архнадзоре» предполагают, что таково негласное решение мэрии.

«В Москве около 2 тысяч выявленных памятников из 8,5 тысячи исторических объектов. Это позорная цифра, — говорит Рахматуллин. — Если мы предположим, что в Москве на выборы идут около ста кандидатов, и каждый из них обратиться в Мосгорнаследие, то пять выявленных могут обратиться в 500. Это больше чем у нас заявленных! Или каждый попросит внести в реестр по одному выявленному объекту – и у нас будет 100 памятников. Но даже это – только пять процентов». 

Наполовину памятник

Одна из самых ярких иллюстраций политики Мосгорнаследия в отношении присвоения статуса памятника — Бадаевский завод.

«Бадаевский завод стал памятником наполовину, а наполовину получил отказ. Это связано с тем, что уже существовал проект дома «на ногах» [жилого комплекса на 35-метровых сваях], — считает эксперт. — Чтобы было куда их воткнуть, решили снести половину зданий… При этом граница «памятник/не памятник» пролегает иногда прямо по кладке, даже не по шву или стыкам».

Никакого научного обоснования для того, чтобы разрезать здание пополам, не может быть, убежден эксперт.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике