Кирилл Гиренков. Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Как расположить слушателей и завладеть их вниманием, когда вы выступаете на публике, проводите презентацию для бизнеса или просто произносите новогодний тост, рассказал в медиаклубе «АСИ — Благосфера» Кирилл Гиренков, специалист по публичным выступлениям.

С чего начать

Определите цель аудитории

При подготовке к выступлению нужно понять, зачем люди придут вас слушать, говорит Кирилл Гиренков. Например, если вы представляете свой проект бизнесу, то цель этой аудитории — определить, готовы ли они сотрудничать с вашей НКО, насколько им это выгодно.

Поймите свою цель

Задайте себе вопрос — что должна сделать аудитория после вашего выступления: поддержать ваш проект, стать его участником, стать вашим партнером?

У цели аудитории и вашей есть точка пересечения. Исходя из нее нужно сформулировать ключевое сообщение — главную идею речи, одно предложение, до которого ее можно сократить.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Что говорить

Людям интересно именно содержание, а не шоу. «Все устали от спикеров, которые красиво размахивают руками. Людям сложно ассоциировать себя с таким выступающим, и это может вызывать недоверие», — говорит Кирилл Гиренков. Поэтому главное — подготовить содержательную часть.

Вступление

Эксперт предупреждает: человек удерживает непроизвольное внимание около 8 секунд. Чтобы захватить внимание, необходимо эффектное вступление.

Свое выступление можно начать с интересного факта или вопросов к аудитории, можно привести цифры, рассказать случай из практики, пошутить. Если вы выступаете на панельной дискуссии, обратитесь к предыдущим ораторам и свяжите свою тему с их выступлениями. Можно сделать вступление интригующим, например начать с парадоксального заявления.

Некоторые спикеры используют наглядный материал, причем не только слайды презентации. Например, Билл Гейтс в начале выступления о малярии рассказал, что ее распространяют комары, и открыл банку с комарами. И хотя они не были переносчиками болезни, такое вступление сразу заинтересовало аудиторию.

Если вы волнуетесь, признайтесь в этом аудитории. Вы будете чуть меньше нервничать и станете чуть ближе к слушателям.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Основная часть

Более 55% людей раздражает, если в выступлении нет структуры. Это подтверждается данными Business Speech Science Research. Структура помогает аудитории воспринимать вашу речь.

Самые простые и выигрышные — трехшаговые структуры:

— во-первых, во-вторых, в-третьих;
— хорошо, лучше, лучше всего;
— плохо, хуже, хуже всего;
— раньше, сейчас, в будущем.

Заключение

Лучше всего аудитория запоминает начало и конец выступления. Поэтому в хорошем заключении вы можете исправить плохое вступление и не слишком удачную структуру.

В заключении можно акцентировать внимание на основной мысли, призвать к действию, попытаться вызвать у аудитории эмоции. Полезно связать последние фразы с первыми — так у слушателей создается эффект целостности.

Что раздражает аудиторию

  • мало конкретных примеров;
  • слишком много информации за короткое время: оставляйте только то, что работает на вашу цель и ключевое сообщение;
  • монотонная речь, слабый голос;
  • излишняя экспрессия;
  • нет включения аудитории;
  • слишком сильное волнение;
  • закрытые позы: не бойтесь позиций, которые считаются закрытыми, главное — ведите себя естественно и меняйте положение тела.
Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Применяем навыки в праздничном тосте

Тост — одна из разновидностей публичного выступления. Его отличие — в краткости, оптимальная длина тоста — 2 минуты, говорит эксперт.

Содержание остается тем же: во вступлении важно обозначить тему (ключевое сообщение). Как правило, это одно предложение. В заключении — то же ключевое сообщение, но в более эмоциональной формулировке.

Структура тоста — это направление мысли. В новогоднем тосте основная часть посвящена обзору прошлогодних событий и пожеланиям для будущего года. Тосты по другим поводам более разнообразны. Если вы отмечаете день рождения организации, сосредоточьтесь на той из ее ценностей, которая для вас наиболее важна.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Как отвечать на вопросы

Вопросы — это не экзамен, а ваш шанс пообщаться с аудиторией, более точно донести мысль и закрепить сообщение, говорит эксперт.

  • Выслушайте вопрос полностью, даже если вы поняли, в чем он состоит;
  • Не отвечайте немедленно, возьмите паузу на размышление;
  • Чтобы лучше понять, как ответить, можно повторить или перефразировать вопрос;
  • В ответ желательно включить один из пунктов вашего выступления, а в идеале — еще раз проговорить ключевое сообщение;
  • В ответе обращайтесь не только к тому, кто задал вопрос, но и ко всей аудитории.

При подготовке к публичному выступлению подумайте, какие вопросы могут возникнуть у аудитории. Найдите в речи места, за которые могут зацепиться. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, сообщите, что готовы ответить на него позже, когда соберете дополнительную информацию, и обменяйтесь контактами с тем, кто его задал.

Если слушатель настроен враждебно и критикует ваше выступление, нужно призвать его конкретизировать и сузить вопрос.

«Даже если вы видите, что человек, который задает вопрос, больший эксперт в теме, выступаете именно вы. Старайтесь поймать в этом вопросе рациональное зерно. Если он хочет показать, что вы чего-то не знаете или что он с вами не согласен, дополнительно проговорите свою позицию. Но не теряйте доброжелательность, иначе возникнет конфронтация между спикером и аудиторией. Если вы начнете обороняться, найдутся люди, которые будут на вас нападать», — объясняет Гиренков.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Встреча проводилась в медиаклубе «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов — медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Как использовать digital-маркетинг в работе НКО

Как продвигать свою организацию за счет онлайн-инструментов и подготовить рекламную кампанию, в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказали Виталий Самолет, директор Центра социальных коммуникаций «Социальный эффект»,…