Кадр из игры. Иллюстрация: Наталья Ямщикова

Специалисты Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге и проекта «Теплица социальных технологий» при поддержке «Команды 29» запустили онлайн-игру про этику в технологиях.

«Мы в «Теплице» рассказываем про то, как активисты и благотворители могут использовать технологии и работать куда эффективнее, и много внимания уделяем вопросам этики, как технологии влияют на общество. <…> Может показаться, что технологии во всем полезны и приводят только к развитию, но в то же время они могут обернуться и цифровой диктатурой, и привести к формированию расистских, сексистских позиций с помощью алгоритмов», – рассказывает главный редактор Теплицы социальных технологий Наталья Баранова. Идея создать игру появилась у редакции «Теплицы» на хакатоне «Команды 29» весной этого года.

В чем суть игры

Главная героиня игры «2024» – первая женщина премьер-министр небольшой восточноевропейской страны. От решений игрока зависит, что будет с государством. Вы должны принять или отказаться от внедрения разных технологий: дополненная реальность, беспилотные автомобили, биочипы, сенсоры, предиктивная полиция, спутниковый интернет, компьютеризированная обувь и одежда. Во время прохождения уровней пользователь узнает больше о каждой технологии и том, какие плюсы и минусы ждут человечество от ее внедрения.

При каждом новом действии меняется ряд показателей: уровень счастья граждан, госбезопасность, экономический рост, гражданские свободы и состояние экологии в стране. Задача игрока – сделать все, чтобы страна процветала.

Этика технологий – важная тема в 2019 году, ведь «мы всецело зависим от наших гаджетов», но мало задумываемся об издержках прогресса, уверен руководитель отдела спецпроектов «Команды 29» Николай Овчинников. По его мнению, социальные игры помогают вовлекать в деятельность организаций людей, которые очень заняты и не любят читать длинные тексты.

«За рубежом этот формат очень популярен, однако у нас он пока не сильно развит. В 2017 году мы в «Команде 29» выпустили приложение-игру «Гэбня» о том, как общаться с полицией и защищать свои права и свои данные. Мы увидели, что такой формат востребован аудиторией младше 24 лет. У игры сейчас более 100 тысяч скачиваний», – говорит Овчинников.

Что в конце

В конце игры пользователям предлагают аналитическую статью про этику в технологиях и поддержать российский общественный проект «Роскомсвобода» — его команда защищает цифровые права пользователей и борется с цензурой в интернете. В октябре 2019 года «Роскомсвобода» запустила общественную кампанию против системы распознавания лиц – к ней можно присоединиться, подписав петицию.

«Пользователям сейчас необходимо уделять внимание цифровой гигиене <…>. Есть три основных актора, кто собирает данные о нас и наших действиях: киберпреступники, корпорации и государства. Данные граждан должны быть в руках и под контролем самих граждан, мы должны сами ими распоряжаться, а не третьи лица», — говорит руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Активная среда от 13 марта 2019

В программе: когда волонтерство становится лекарством от слепоты? Зачем парикмахер пригрела омских «хвостиков»? И отчего мусору настала крышка (проект Александра Куклина из Иркутска)? Что значит…