Фото: pixabay.com

Директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Александра Московская — о видах социальных финансов и путях их развития.

Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ продолжает цикл обучающих встреч для экспертов и специалистов социальных и предпринимательских проектов. На этот раз в фокусе внимания оказались социальные финансы. Автор вебинара, директор центра Александра Московская рассказала, какие бывают виды социальных финансов и какие проблемы их развития существуют в России.

Какие бывают социальные финансы

Существует несколько видов социальных финансов: альтернативные деньги, этический банкинг (банковская деятельность, сознательно ограниченная принципами, основанными на этике, морали, экологии, социальной ответственности. – Прим. ред.), микрофинансирование, краудфандинг, социально ответственное инвестирование крупных корпораций, венчурная филантропия.

Как правило, социальные финансы тесно связаны с концепцией социального предпринимательства. Во всяком случае развитие социального предпринимательства дает ощутимые предпосылки для развития социальных финансов.

Микрофинансирование и краудфандинг

Среди обязательных условий развития социальных финансов в России директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ называет совершенствование законодательной практики в этой области и государственную поддержку.

Хорошим решением, по мнению Московской, могло бы стать расширение финансовой инфраструктуры стандартной экономики. Например, внедрение облигаций социального воздействия, когда социальные инвесторы вкладывают деньги в проект в самом его начале, а после получают выплаты по результатам.

Микрофинансирование — еще одна эффективная модель социального финансирования, которая предполагает более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования. Микрофинансирование помогает людям начать хотя бы небольшую предпринимательскую деятельность.

Например, интернет-платформа Kiva позволяет дать небольшой кредит людям, которым нужны средства для реализации своей идеи и начала малого бизнеса. Сумма кредита начинается от 25 долларов. Kiva — некоммерческая организация, ее глобальная миссия — борьба с бедностью в разных странах мира.

В последние годы эффективным вариантом поддержки социальных предпринимателей стал краудфандинг, или народное финансирование, когда деньги на какой-либо проект собирают люди, желающие его поддержать. В России самым популярным сайтом, где можно разместить свою краудфандинговую кампанию или поддержать чужую, стала Planeta.ru.

Подобный тип социального финансирования отлично работает для одной конкретной задачи, но быть постоянным источником финансирования не может. Во многих странах мира краудфандинг представляет собой хорошо выстроенную систему финансирования и часто становится источником поддержки малых предприятий.

В США, например, с 2012 года работает специальная платформа Crowdfund Mainstreet, где посредством краудфандинга собирают деньги для социально уязвимых соцпредпринимателей: женщин и этнических меньшинств. Считается, что им сложнее привлечь внимание потенциальных меценатов. Кроме того, на платформе дают правовые консультации.

Закон и бизнес

По мнению Московской, в России область социальных финансов пока что находится на стадии становления и изучена недостаточно хорошо. Не существует законодательной базы, хотя это не преграда: во всех странах мира законы в этой области создавались именно благодаря действиям социальных предпринимателей.

Среди проблем развития социального финансирования Московская отметила и то, что бизнес пока не видит достаточного числа социальных предпринимателей, а также выгоды от сотрудничества с ними. Ситуация должна измениться к лучшему, но когда именно — покажет время.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

День краудфандинга: треть всех сборов Planeta.ru приходится на социальные проекты

По статистике краудфандинговой платформы Planeta.ru, треть всех проектов, собирающих деньги с помощью краудфандинга, посвящена благотворительности, социальному предпринимательству и общественным инициативам.