https://pixabay.com/

Правоохранители Тольятти расследуют инцидент с ученицей и педагогом в школе № 93. Следственный комитет и полиция назначили проверку по факту причинения школьнице телесных повреждений. Сообщения об этом появились на сайтах обоих ведомств.

«16 января 2019 года в сети интернет появилась информация о том, что преподаватель школы 93 Тольятти применяет насилие к ученице пятого класса. Видео, на котором педагог наносит подростку удары, появилось в соцсетях», – говорится в сообщении следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области.

Речь идет о видеоролике, на котором учительница дает школьнице несколько пощечин. В какой-то момент девочка пытается остановить учительницу и восклицает: «Вы что, с ума сошли?» Педагог спокойно отвечает: «Я да. А ты нет, поэтому я хочу, чтобы ты вела себя как положено, как девочка-ученица». Автор видео утверждает, что учительница дает школьнице пощечины за рисование на уроке.

Полиция уже установила участников конфликта. Сейчас с ними работают инспекторы по делам несовершеннолетних и психологи.

Сегодня исполняющая обязанности руководителя департамента образования администрации Тольятти Лариса Лебедева провела в школе экстренное совещание с руководством, педагогами и родителями учащихся. Детали встречи не сообщаются, но городская мэрия также сообщила о проведении служебной проверки.

«При любых обстоятельствах действия педагога в администрации образовательного учреждения и департаменте образования считают недопустимыми. На время проведения проверки учитель отстранен от работы», – говорится в официальном сообщении мэрии.

СМИ выяснили, что педагогом, нанесшим побои ученице, оказалась Валентина Якутина. По информации на сайте школы № 93, она также является заместителем директора по учебно-воспитательной работе и 42 года работает в системе образования. Учащиеся школы на условиях анонимности рассказали журналистам, что учитель не в первый раз применяет силу в отношении детей.

Руководитель некоммерческого проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений» общественник Анастасия Бабичева отмечает, что из видео непонятно, что именно предшествовало конфликтной ситуации и что стало мотивом действий педагога: профессиональное выгорание учителя или его привычка к насилию в отношении детей как «обязательной» части образования. Но то, что своими действиями женщина нарушила права ребенка, – это факт, считает эксперт.

«То, что мы видим на видеоролике, – это и с этической, и с юридической точки зрения насилие. К сожалению, существует очень распространенная и опасная ошибка мышления, что у насилия могут быть какие-то достаточные причины, обоснования. Что насилие можно «заслужить» тем или иным поведением. Это не так. Насилие не имеет оправданий, оно недопустимо, тем более если мы говорим о причинении насилия ребенку. Детей нельзя бить – это императив, здесь неприемлемы оговорки. Поэтому действия учителя, которые мы видим в этой записи (какая бы ситуация ни привела к этим действиям!), по определению недопустимы и к тому же противоправны», – говорит Анастасия Бабичева.

Пытаясь разобраться в причинах действий педагога, эксперт называет несколько возможных источников насилия.

«Преимущественно это либо ошибки мышления (например, идея о том, что насилие допустимо – в каких-то ситуациях, с какой-то целью), либо непереносимый для человека уровень текущего стресса, с которым человек не может справиться, либо личная травмированность (то есть применение насилия как симптом личного психологического неблагополучия). Чаще всего эти источники работают в совокупности. Например, ребенок воспитывается в семье, где допускают насилие. Думаю, каждый из нас слышал мнение: «Все мы так росли, всех пороли, и меня били, и это нормально». Скорее всего, такой ребенок переживает личную психологическую травму, потому что, какие бы ценности ни были приняты в обществе, наш мозг, психика, физиология работают примерно одинаково, и насилие, даже нормализованное в окружении, всегда имеет плачевные последствия», – рассуждает Анастасия Бабичева.

По ее словам, это проявится позже, когда такой ребенок повзрослеет и начнет работать в профессии с высоким уровнем стресса, но не будет при этом получать психологической поддержки.

«Такой человек в дальнейшем переживает профессиональную деформацию, усугубляется его травмированность, защитные реакции психики, например агрессия, в какой-то момент становятся неотделимы от личности. Вот такой печальный сценарий длиной порою в жизнь и приводит к тому, что мы наблюдаем в подобных видео», – продолжает эксперт.

Решение у этой проблемы есть, считает общественник.

«Для начала надо осознать проблему, и именно это прямо сейчас происходит в нашем обществе. Мы вдруг начали осознавать, что вокруг нас и, в частности, в системе школьного образования очень много насилия. Мы задумались над тем, приемлемо ли это (нет, неприемлемо), почему это происходит и что с этим делать, а, значит, мы на верном пути. К счастью, современное общество дает исчерпывающие ответы на вопросы и профилактики насилия, и работы с его последствиями. Давайте повышать свой уровень осознанности и осведомленности, давайте объединяться в этом, чтобы таких сцен, как на этом видео, в нашей жизни и в жизни наших детей становилось все меньше», – призывает Анастасия Бабичева.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Сызрани учительница пострадала, разнимая дерущихся школьников

Министерство образования Самарской области выработает дополнительные меры для обеспечения безопасности учителей школ региона. Поводом для этой меры стал инцидент с сызранской учительницей, которую ударил школьник.