http://tpprf.ru/

Международный день социального бизнеса отмечается 28 июня. Состояние и перспективы социального предпринимательства в России обсудили в Торгово-промышленной палате РФ.

Фонд «Общественное мнение» в 2016 году провел повторное исследование социального предпринимательства (первое — в 2012 году) для более глубокого понимания возможностей социальных предпринимателей в контексте анализа тренда на разгосударствление социальных услуг.

Исследователи провели восемь глубинных интервью с представителями органов власти, 20 глубинных интервью с социальными предпринимателями. Также был репрезентативный опрос населения России старше 18 лет, участие в котором приняли 1,5 тыс. респондентов.

Результаты исследования показали, что каждый второй россиянин (52 %) прибегал к услугам негосударственных социальных учреждений, прежде всего — медицинских. Чаще это более богатые и образованные горожане. Всего 11 % взрослого населения полагают, что негосударственные учреждения могут оказывать любые социальные услуги.

«В целом у участников нашего исследования, региональных и федеральных экспертов, социальных предпринимателей мы зафиксировали общее понимание понятия «разгосударствление». Государство не уходит из социальной сферы, оно продолжает ее финансировать и контролировать. Тренд на «разгосударствление» говорит о том, что функции государства меняются. Оно переходит на позицию контролера, который должен следить за тем, чтобы качественно выполнялись платные услуги», — говорит управляющий директор ФОМ Елена Петренко.

Елена Петренко, ФОМ
Елена Петренко, ФОМ

По ее словам, происходящие процессы несут ряд рисков, прежде всего, коммерческие. «Социальный бизнес может стать потенциальной жертвой для «акул большого бизнеса», нужны специальные охранные меры, например, общественный контроль. Но на сегодня угроза не столь велика, потому что есть много незанятых ниш, но первые звоночки прослеживаются уже сейчас из интервью с социальными предпринимателями», — говорит эксперт.

Также есть профессиональные риски, обусловленные недостаточной квалификацией людей, занятых в социальном бизнесе, и экономией материальных ресурсов, которая становится важнее благополучия и профессиональной репутации. «Здесь контроль соблюдения профессиональных стандартов мог бы решить проблему», — считает представитель ФОМ.

Исследователи также указывают на несовершенство государственной политики в социальной сфере. В частности, говорят о сложной, неодинаковой системе софинансирования со стороны государства, недостаточном государственном контроле качества услуг негосударственных поставщиков и внимании государства к уникальным и масштабным проектам в сфере социальных услуг, отсутствии контроля со стороны потребителей и отсутствии законодательно оформленного статуса социальных предпринимателей.

«По сути, власти должны создать ситуацию возможности выбора населением наиболее качественных услуг. Роль местных властей имеет большое значение», — говорит Елена Петренко.

Эксперты подчеркивают важность статуса социального предприятия, чтобы выделить их из числа всех малых и средних предприятий с соответствующими преференциями, а также чтобы превратить социальное предпринимательство в социальный институт – устойчивую практику с универсальными характеристиками.

В числе условий успеха развития социального предпринимательства исследователи называют платежеспособный спрос и поддержку инициатив из регионального и местного бюджетов, дружественное отношение законодательства к социальному предпринимательству, отсутствие нормативных препятствий. Кроме того, условиям успеха будут способствовать обучение и менторская поддержка соцпредпринимателей, информационное продвижение проектов, экспертное сопровождение, помощь в привлечении ресурсов. Финансирование проектов социальных предпринимателей должно идти из разных источников: государства, крупного бизнеса, частных лиц, отмечают в фонде «Общественное мнение».

Фото: tpprf.ru

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Опрос KFC: 75% опрошенных назвали волонтерство причиной продолжения работы в компании

18 сентября международный ресторанный бренд KFC представил данные исследования о том, как корпоративное волонтерство влияет на бизнес. По данным опроса компания выявила семь ключевых тенденций, которые…