Ольга Воробьева

На площадке Форума Доноров «Кухня благотворительности» участники Общероссийского гражданского форума обсудили, как меняется ландшафт российской благотворительности, что ждет этот сектор в будущем и возможно ли преодолеть неосознанную благотворительность.

Эксперты третьего сектора уверены, что одну из главных ролей в развитии благотворительности в будущем будет играть телевидение. Уже сейчас многие телеканалы предлагают отправлять СМС-пожертвования в пользу благотворительных фондов — шоу «Голос» перечисляет пожертвования фондам «Вера», «Справедливая помощь», «Русфонд» и «Выход в Петербурге», «5-й канал» ведет постоянный проект с фондом «Подари жизнь».

Для благотворительности телевидение всегда будет прежде всего доступом к массовой аудитории, говорит исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц. Никакой другой канал коммуникации в России не может обеспечить таких массовых пожертвований. По словам Мазманянца, фонду удается собирать за день акции на «5-м канале» до 30 млн рублей.

Обратная сторона такой тиражируемости в том, что аудитория, совершающая пожертвования таким образом, не озабочена ни реальным состоянием сферы благотворительности, ни даже той проблемой, которую благотворительные организации решают. «Все эти СМС-пожертвования, пожертвования в один клик — мина замедленного действия для благотворительного сектора, — уверен Олег Шарипков, исполнительный директор фонда «Гражданский союз». — Эта кажущаяся легкость в благотворительности приведет к тому, что люди другой благотворительностью просто не захотят заниматься — там, где нужно помогать руками, мозгами: зачем напрягаться, если все так просто?»

«Возможно те, кто смотрит телевизор, привыкнут отправлять СМС и затем перейдут к электронным пожертвованиям. Но станет ли эта аудитория более просвещенной и осознанной?», — сомневается директор Агентства социальной информации Елена Тополева.

Директор Агентства социальной информации Елена Тополева
Директор Агентства социальной информации Елена Тополева

Современное телевидение только увеличивает тенденцию неосознанной благотворительности, считает директор Центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова. «Зачем трудиться, когда можно нажать на кнопку и ничего при этом не делать? Многие даже не интересуются, вылечили ли ребенка, которому они пожертвовали деньги. Но есть вещи, которые не всегда можно решить деньгами», — отметила Михайлова.

Директор Центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова
Председатель правления Центра развития НКО Анна Орлова и директор Центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова

У современной аудитории сформировался «рефлекс ящика» — люди бросают пожертвование в бокс, не интересуясь целями сборов, говоритАнастасия Ложкина, руководитель отдела фандрайзинга фонда «Арифметика добра». «Давайте не жить иллюзией, что люди готовы делать пожертвования. У людей аллергия на благотворительность. Большая часть делает пожертвование эмоционально», — говорит эксперт.

Олег Шарипков замечает, что при этом для людей, заинтересовавшихся благотворительностью, сейчас намного привлекательнее личное участие в каком-либо проекте: самому сколотить скворечник, покрасить скамеечки, — чем благотворительность за экраном мобильного. Это равно относится как к частным лицам, так и представителям бизнеса. «Мы наблюдаем такую тенденцию в регионе, — говорит Шарипков. — У людей, достигших определенного благосостояния, появляется потребность как-то реализовать себя, сделать «что-то хорошее». Они приходят к нам».

Чтобы изменить стереотип «денежной благотворительности», благотворительным фондам и другим заинтересованным сторонам благотворительного сектора нужно целенаправленно действовать, просвещая и воспитывая аудиторию, считают эксперты.

Для объединения на платформе благотворительности некоммерческих организаций, граждан, инициатив бизнеса в Москве откроется площадка «БлагоСфера», рассказала Наталья Каминарская, которая стала руководителем нового проекта. Она в том числе поможет благотворительным фондам создать новую парадигму деятельности и взаимодействовать с другими секторами, вовлекая граждан в благотворительность.

Исполнительный секретарь "Форума доноров" Наталья Каминарская
Исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская

Фото: Ольга Воробьева

Рекомендуем

Барсучий жир, ритуальный барашек и другие особенности национальной благотворительности

Российский фонд помощи (Русфонд) и компания «Бизнес-аналитика» представили первый рейтинг частной благотворительности в регионах России. Результаты исследования оказались во многом неожиданными, даже парадоксальными. В чем…