Законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и…

Законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» вопреки критике и заявлениям общественности был одобрен Госдумой РФ поздно вечером 5 июня (во втором и третьем чтениях). Утром 6 июня за введение данных правовых норм проголосовала Верхняя палата Парламента. В случае, если его подпишет Президент РФ В. Путин, закон вступит в силу уже 10 июня.

Новое законодательство о митингах не вписывается в правовое поле и противоречит демократическим нормам, заявил корреспонденту Агентства социальной информации глава Московской общественной наблюдательной комиссии, член МХГ Валерий Борщев. По его мнению, любое законодательство с применением штрафов должно ориентироваться на доходы граждан. А новый закон предусматривает штрафы в 300 тыс. и 600 тыс. рублей при средней зарплате россиян в 22 тыс. рублей.
Спорна и норма о введении обязательных работ за нарушения в ходе проведения митингов. По словам В. Борщева, международная общественность протестует даже против принуждения к труду заключенных — принудительный труд запрещен Конвенцией ООН о защите прав человека и основных свобод. Вводить такое наказание за административно-правовое нарушение тем более не стоит, уверен эксперт. Кроме того, текст закона не объясняет, что значит нарушение «санитарных правил» и «общественного порядка». Эти нормы могут быть свободно истолкованы полицией, полагает Борщев. Он поддерживает намерение председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова просить Президента РФ наложить вето на этот закон.
Редакция законопроекта, прошедшая второе и третье чтения, содержит нормы и виды наказаний, которые соизмеримы с уголовными санкциями. Об этом в интервью корреспонденту Агентства социальной информации заявила директор Фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. В свою очередь это требует введения процессуальных гарантий для гражданина, который может получить подобное наказание (что не предусмотрено КоАП). Например, по КоАП у обвиняемого в правонарушении нет права на предоставление защитника за счет государства, если обвиняемый не может его обеспечить.
К тому же, по мнению Таубиной, обязательные работы — «новый институт, требующий отдельного обсуждения». «Странно, что процесс внесения этой нормы в Госдуму и ее рассмотрения не сопровождался заключением Правительства РФ – этот институт потребует дополнительных бюджетных расходов», — отметила эксперт.
По ее словам, была нарушена и процедура рассмотрения законопроекта — он не подвергался антикоррупционной экспертизе. «В целом формулировки, которые присутствуют в данном законе, дают возможность использовать его в отношении протестных проявлений, которые в последние месяцы довольно активны в нашей стране», — заявила эксперт.
Новое законодательство о митингах «реакционно» по сравнению с европейским, уверяет Валерий Борщев. По его словам, во многих странах митингующие должны уведомлять власти города о месте проведения акции. Однако ограничений к таким заявкам не предусмотрено. Эксперту не известны случаи, когда власти запрещали бы митингующим собираться или меняли маршрут акции, перенося ее на окраину города. Так, в начале 2000-х годов в Лондоне проходили «миллионные акции протеста» и все они начинались в центре столицы Англии – на Трафальгарской площади. «С превышением численности митингов в Европе тоже не возникает проблем. Ни один организатор не сможет заранее вычислить, сколько людей придет на акцию», — заметил В. Борщев.
Наталья Таубина рассказала, что в соответствии с международным опытом применения подобных законодательных норм в отношении митингующих «ни в одной стране нет порядка, чтобы за одно правонарушение использовалась только одна шкала штрафов, а за все остальные — другая, на порядок ниже». «За границей административные штрафы за нарушение порядка проведения публичных мероприятий идентичны или соизмеримы со штрафами по другим подобным правонарушениям», — сказала эксперт.
При этом в одобренном обеими палатами российского парламента законопроекте штрафы за нарушение порядка проведения митинга или участие в несогласованной акции на порядок больше, чем за другие административные проступки.
Также Таубина отметила, что в зарубежной практике штрафы за правонарушения в ходе проведения акции гражданин должен выплачивать только по судебному решению в рамках уголовного процесса, а не административного.
Что касается нормы законопроекта, направленной на предотвращение общественных действий, митинга или демонстраций (без использования плакатов), то эксперт считает это одним из основных поводов для критики документа. «По сути, законопроектом дается возможность для привлечения к ответственности за одновременное стояние в очереди, за встречу у памятника, назначенную друзьями, и т.д. С точки зрения законодательного регулирования, это абсурдная ситуация», — заключила Наталья Таубина.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Amnesty International призывает отклонить закон, ограничивающий право на свободу мирных собраний

Международная правозащитная организация призвала российские власти остановить «наступление на свободу слова и свободу собраний». Принятый в РФ закон о публичных мероприятиях, в 150 раз увеличивающий…

WWF комментирует поправки в закон о митингах

Экологи считают, что закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятый Госдумой…