Независимые эксперты провели оценку Всероссийского конкурса годовых отчетов НКО «Точка отсчета». Он…

Независимые эксперты провели оценку Всероссийского конкурса годовых отчетов НКО «Точка отсчета». Он проводится с 2007 года Центром развития некоммерческих организаций (Петербург). Для решения вопроса о продолжении конкурса организаторы решили провести оценку его результативности, рассказала консультант по оценке Елена Преблагина на круглом столе, прошедшем 29 февраля в Общественной палате РФ.

Для оценки конкурса был проведен массовый опрос (участие в нем приняли 406 НКО из 52 субъектов РФ, имеющих опыт работы не менее года), интервью с руководителями НКО (66 участников из 31 населенного пункта) и опрос девяти экспертов из крупных городов России. Почти 70% опрошенных (276 НКО) заявили о готовности принять участие в очередном конкурсе публичных годовых отчетов.
По словам Е. Преблагиной, более 40% опрошенных организаций принимали участие в конкурсе «Точка отсчета». При этом 69% из тех, кто не участвует в конкурсе, не делает публичные отчеты. Как выяснилось из исследования, половина организаций, не делающих публичных отчетов, просто ничего не знают о них. Около 44% организаций делают отчеты, но не участвуют в конкурсе, хотя и знают о нем.
По мнению ряда экспертов, не все НКО нуждаются в создании ежегодных публичных отчетов (они не востребованы стейкхолдерами, не дают дополнительных преференций при получении грантов, государственной поддержки, целенаправленных пожертвований бизнеса). Большинство организаций — участников опроса (86,2%) считают, что для привлечения внимания общественности к деятельности НКО лучше использовать СМИ. Другая возможность, по мнению самих общественных организаций, — использование интернет-ресурсов и социальных сетей (60,3%). Популярны и такие методы, как публичные акции (49%), взаимодействие с органами власти (47%). Публичная отчетность замыкает этот перечень — 27,6% респондентов считают, что отчеты могут привлечь внимание общественности к НКО.
Между тем 22 участника конкурса заявили, что он помог формированию общественного мнения о прозрачности НКО-конкурсантов, сообщила Преблагина. А 26 участников конкурса прошлых лет признали, что конкурс повлиял на развитие публичной отчетности в некоммерческом секторе. «Важно, что НКО сделавшие хотя бы раз публичный отчет, уже не участвуя в конкурсе, продолжают их делать – для организаций это становится нормой», — подчеркнула Елена Преблагина.
Организации, не участвовавшие в конкурсе, сходятся во мнении, что он недостаточно привлекает внимание общественности, органов власти и СМИ к деятельности НКО. Поэтому необходима популяризация конкурса, особенно в регионах. По словам Преблагиной, в настоящий момент о «Точке отсчета» узнают в основном из рассылок Агентства социальной информации, ЦРНО и портала НКО. Консультант рекомендовала организаторам продолжить проведение конкурса, однако изменить некоторые подходы в работе. В частности, больше работать с регионами, уделять внимание конкурсантам (посылать отзывы, комментарии к их отчетам и т.п.), ввести новые номинации. В ходе опроса конкурсанты прошлых лет отмечали, что хотели бы обучаться подготовке отчетов, предлагали ввести онлайн-консультации и онлайн-регистрацию на конкурс.

Рекомендуем

Оценка потенциала СО НКО: как, зачем и для кого?

В конце 2015 года специалисты Некоммерческого партнерства «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр») разработали и апробировали уникальную для нашей страны методику оценки потенциала СО…