Об этом 10 ноября в ходе круглого стола «Экологический контроль и роль…

Об этом 10 ноября в ходе круглого стола «Экологический контроль и роль общественности в его осуществлении. Доступ и обращение с экологической информацией», прошедшего в Общественной палате РФ, сообщил Сергей Симак. В интервью корреспонденту Агентства социальной информации он отметил, что в РФ существуют три вида экологического контроля — производственный, государственный и общественный.

По словам эксперта, осуществление производственного контроля, предусмотренного законом «Об охране окружающей среды» – прерогатива предприятий. «Но очевидно, что задача такого контроля – не защита общественных интересов, а отстаивание позиции хозяйствующих субъектов», — отметил он. Важная роль, по мнению С. Симака, отведена государственному экологическому контролю. Но его система неоправдано усложнена. Сейчас в этой области работают восемь ведомств, в результате обращения граждан «кочуют» из одной инстанции в другую.
Как заявил эксперт, в Управлении Росприроднадзора по Самарской области насчитывается 14 инспекторов, в межрайонной природоохранной прокуратуре – четыре следователя. Вместе с тем в регионе зарегистрировано 30 тыс. хозяйствующих субъектов. «Если разделить их количество на количество инспекторов, получится, что ежедневно каждому придется проверять порядка 40 хозяйствующих субъектов», — отметил он. Муниципального же контроля в России нет: несколько лет назад он был упразднен муниципальными властями. Эксперт подчеркнул, что если государство не в силах обеспечить эффективный экологический контроль, его должно осуществлять общество. «При хорошей организации работы общественный инспектор может быть в каждом дворе, лесном квартале, деревне…», — отмечает Симак.
По словам Сергея Симака, общественный инспектор не может наказывать за нарушения, но может их выявить, довести эту информацию до инспекторов государственного экологического надзора, а также проследить за тем, чтобы были приняты соответствующие меры. «Сейчас общественный контроль происходит спонтанно, когда люди пишут письма в различные инстанции… Если создавать «профессиональные» общественные инспекции, которые будут обладать достаточной нормативно-правовой базой, во взаимодействии с государственными инспекциями можно добиться хороших результатов», — отметил эксперт.
Подобная система, по словам С. Симака, выстроена в Самарской области. Местная общественная экологическая инспекция включает 120 инспекторов, осуществляющих деятельность в пяти городах и девяти районах области. Кроме того, инспекторы составляют акты о нарушениях, а доставляют их в специально уполномоченные органы курьеры. За пять лет в области выявлено более 1 тыс. 600 нарушений, составлено 1 тыс. 300 актов (если нарушения устраняются добровольно, акт не составляется). Более чем по 600 из них приняты меры. В некоторых случаях возникает необходимость судебных исков, экспертиз – это более высокий уровень общественного контроля. «За пять лет выиграно 11 судебных процессов,уволено двое судей и против одного возбуждено уголовное дело», — отметил Симак. Эксперт считает, что гражданскому обществу нужно уходить от «любительщины», создавать нормативно-правовую базу общественного контроля и строить независимые, пользующиеся авторитетом у населения общественные экологические инспекции. «Инспекторы должны быть профессионально подготовлены, пройти соответствующее обучение. Необходима координация их деятельности, а в ряде случаев и правовая защита», — уверен Сергей Симак. В Самарской области каждый кандидат в инспекторы проходит, минимум, один подготовительный семинар, обучается под руководством опытного инспектора, проходит стажировку. Только после этого по рекомендации наставника ему выдается срочное удостоверение. Дальше за его деятельностью ведется контроль, и если по итогам года в его работе возникают сомнения, удостоверение инспектору не продлевается. «Мы отвечаем за деятельность людей, которые называются общественными инспекторами, поэтому удостоверения просто так не выдаем», — заявил эксперт.
Рекомендации по усовершенствованию механизмов общественного экологического контроля, выработанные по итогам круглого стола, будут переданы в рабочую группу по общественному контролю, курируемую Президентом РФ. Деятельность рабочей группы направлена на разработку новых механизмов общественной экспертизы во всех сферах, затрагивающих интересы граждан.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем