чт, 12 декабря, 10:00 - пт, 13 декабря, 18:00
Москва, ул. Сретенка, д. 29, Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет психологии образования (проезд до ст.м. "Сухаревская")
Фото: МГППУ

Современная психология развития и возрастная психология представляют научную область, охватывающую проблемы становления и развития личности человека в его взаимоотношении с социальным окружением, в том числе посредством виртуальных технологий. Детство и взросление человека происходят в условиях стремительного развития цифровых технологий и сред, которые предоставляют широкие возможности для развития, но при этом содержат социальные риски.

Цель конференции — профессиональное обсуждение фундаментальных и прикладных проблем психологии развития человека в условиях современного цифрового общества, в том числе возможностей и рисков цифровой среды в образовании детей и взрослых.

Программа предусматривает проведение пленарных заседаний, круглых столов и тематических секций.

В программе на 12 декабря:

Секция «У истоков развития»

Основные вопросы: истоки и движущие силы развития; критерии возникновения нового в развитии; начальные этапы культурного развития и проблемы социокультурной реабилитации; перинатальная психология (планирование, вынашивание, рождение и первый год жизни ребенка); исследования и практика консультирования будущих и начинающих родителей; развитие личности ребенка в раннем онтогенезе; анализ рисков психического и личностного развития на ранних этапах онтогенеза; проблемы клинико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с врожденными нарушениями развития; ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития; развитие ребенка дошкольного возраста: амплификация или акселерация? Действительно ли дети перестают играть? Игровые формы обучения: когда они действенны, а когда нет?

Секция «Ребенок в современном обществе»

Основные вопросы: анализ феноменологии развития ребенка в современном обществе; новые требования и другие возможности психического развития ребенка; проникновение в повседневную жизнь информационных технологий; возникновение новых социальных заказов (снижение возраста начала школьного обучения, вытеснение игры из возрастной нормы развития); социальное сиротство; дети-мигранты; дети, испытавшие насилие или жестокое обращение в семье; дети, лишенные доступа к культурным ценностям из-за низкого социальноэкономического статуса семьи.
Что такое норма развития ребенка с точки зрения культурно-исторической психологии в современном социокультурном контексте? Каковы классические рамки и современное наполнение категории психологического возраста? Что меняется под действием социокультурных изменений и что неизменно в норме развития? Какие изменения в возрастной норме развития произошли в последнее время? Каковы перспективы развития ребенка в современном обществе? Каковы приоритеты в целях развития ребенка для современной системы образования?

Секция «Младший школьник в современном цифровом обществе»

Основные вопросы: психологический портрет младшего школьника в цифровом обществе; диагностика познавательного развития младших школьников с использованием информационных цифровых технологий; исследование учебной деятельности и цифрового образования младших школьников; становление нового профессионального мышления педагогов начального общего образования.

Круглый стол «Подростковые риски и интернет»

Участники рассмотрят исследования роли интернета в распространении девиантного поведения среди подростков, данные о растущем дисбалансе онлайн- и офлайн-коммуникаций, его влияние на психическое здоровье и развитие социального интеллекта, а также о мере проблемного использования интернета и психологического благополучия.

В программе на 13 декабря:

Секция «На пороге взросления»

Основные вопросы: социальная ситуация развития современного подростка: меняющийся подросток в меняющемся мире; развитие личности в подростковом возрасте; обретение идентичности в современном социокультурном контексте: пути, варианты, проблемы, трудности; профессиональное и личностное самоопределение; образ мира и собственного жизненного пути у современных подростков; подросток в семье и в школе; проблемы психологического консультирования подростков, их родителей и учителей; «Отцы и дети»: диалог поколений; цифровая социализация; киберпсихология: подростки и интернет, подростки в социальных сетях; подростки в свете современной прессы.

Секция «Горизонты зрелости»

Секция посвящена анализу актуальных проблем психологии зрелости: проблемы самоактуализации, жизнестойкости, психологического благополучия личности, формирования и развития зрелости личности на протяжении всей жизни.

Секция «Другое детство»

Секция посвящается анализу актуальных проблем современного детства (обучение, воспитание, коррекция), социально-психологических рисков в развитии детей разных психологических возрастов (от младенчества до юности), обсуждению результатов научных исследований и практических разработок в области раннего вмешательства, коррекции трудностей обучения, профилактики и преодоления социального сиротства, анализу систем психолого-педагогической помощи и поддержки не только ребенку, но и его семье, привлечению внимания научного и образовательного сообщества к правам ребенка с особенностями развития в современном обществе.

Секция «Ребенок в современной семье»

В последние десятилетия российская семья претерпевает значительные изменения: происходит трансформация семейных ролей, появляются новые формы семьи, изменяется семейная иерархия, размываются границы семьи и пр. Эти изменения не могут не отражаться на психическом развитии и психологическом состоянии ребенка в семье.
Основные вопросы: особенности и тенденции современной российской семьи; детско-родительские отношения в различных типах семьи (молодая семья, неполная семья, нетрадиционная семья,
‘patchwork family’ и др.); различные практики родительского воспитания; понятия «близкий взрослый» и «значимый взрослый» в контексте психического развития ребенка, роль сиблингов и прародителей в семейном взаимодействии и др. А также: супружеские отношения, семейные конфликты, их влияние на психологическое благополучие ребенка.

Круглый стол «Трудности в обучении и их преодоление как ресурс для развития»

Планируется обсудить условия, при которых учебные трудности могут стать ресурсом для развития и психологических механизмов, работа которых приводит к когнитивному и личностному развитию учащихся в процессе преодоления учебных трудностей.

С подробной программой можно ознакомиться здесь.

Конференция бесплатная, проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Для участие в качестве слушателя необходимо зарегистрироваться.

Контакты
телефон: (495) 632-90-66, e-mail: fpo.conf@mgppu.ru (оргкомитет Всероссийской конференции «Возможности и риски цифровой среды»)

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Нижнем Новгороде появится региональный Центр безопасного Интернета для детей

Региональная благотворительная общественная организация «Забота» запустила три проекта, которые продвигают идеи «безопасного Интернета для детей». Инициатива НКО получила поддержку правительства Нижегородской области и администрации Нижнего…