Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Какими качествами должна обладать сестра милосердия, как правильно общаться с паллиативными пациентами, и что такое духовная поддержка — рассказали люди, осуществляющие долговременный уход.

Приходя в хоспис или домой к тяжелобольному человеку, каждый специалист пытается оказать профессиональную помощь. Но если методика ухода уже отработана и прописана до мелочей, то с духовной составляющей, бывает, возникают сложности.

Руководитель консультативной службы по вопросам получения паллиативной помощи фонда «АдВита» (AdVita) Екатерина Овсянникова поделилась своими наблюдениями в Facebook о том, как люди, называющие себя волонтерами и сестрами милосердия, приходя в хоспис, практически с порога требуют от пациентов покаяться.

«Культивирование вины и стыда, разговоры о греховности нон-стоп, — пишет Екатерина Овсянникова. — Вопросы веры, смысла жизни, вины и стыда, наказания и расплаты, звучат в хосписе постоянно, просто большинству страшно, и они не слышат. Разговаривать об этом с пациентом хосписа — ювелирная работа. Нужно знать человека, иметь с ним близкий контакт, не торопиться, больше слушать и задавать наводящие вопросы, чем говорить. Входить в палату без стука, орать «аборты делали?», где помимо самого человека еще три соседа и их родственники, это не духовная поддержка».

По словам Ольги Иорданской, старшей сестры Свято-Спиридоньевской богадельни службы «Милосердие», для духовной поддержки подходят далеко не все.

«Обычно это специально обученные сотрудники, которые могут деликатно разговаривать на религиозные темы, — говорит эксперт. — А сестра милосердия прежде всего должна своим примером показывать, как правильно общаться с пациентом. Она старается делиться своим опытом, и если человек невоцерковленный, проявляет интерес, тогда только можно рассказать больше. Но желание что-либо узнать должно исходить от пациента. А призывать к покаянию незнакомого человека — такого не должна сестра делать».

«Как правило, у нас на патронаж в первый раз выезжаю я и врач, если человек настроен на вопросы о духовном. В первый раз всегда узнаем о бытовых потребностях, часто у людей бывают какие-то просьбы. С порога никогда ничего не предлагаем», — утверждает Татьяна Курлаева, старшая сестра патронажной службы по уходу на дому отдела социального служения Екатеринбургской епархии.

По словам эксперта, сестры не проповедуют, а лишь могут по просьбе человека почитать духовную литературу. Но если пациент к этому не готов, никто ничего не навязывает, лишь психологически стараются поддержать в таком случае.

О чем общаться

«Когда мы приезжаем к пациенту в первый раз, пытаемся понять, какая у него ситуация в семье. Около часа продолжаются беседы, часто люди рассказывают о своей жизни, вспоминают, плачут, — говорит Татьяна Курлаева. — Самое важное в этой профессии — уметь слушать, сострадать».

По словам Ольги Иорданской, сестра в общении с пациентом должна соблюдать субординацию. Когда стирается эта дистанция, возникают разные проблемы. Сестра не должна разговаривать на «ты» с больным.

«Есть такие люди среди пациентов, для кого это не приемлемо, — говорит сестра милосердия. — Очень часто больной человек в отношениях с близкими людьми капризничает, не слушает уговоров, а когда приходит сестра, он может выполнить все, что она скажет. Очень часто больные манипулируют своими родственниками, поэтому сестра не должна перейти эту границу, чтобы не оказаться в похожей ситуации. Это не всегда удается. Когда складываются почти родственные отношения, бывают психологические травмы и у сестры, и у пациентов. Этого нужно стараться избегать, хотя общаться все равно нужно доброжелательно и с любовью, никакого жесткого общения не должно быть».

«Бывают ситуации, когда к нам обращаются пожилые за помощью, а у них есть родственники, которые им должны в первую очередь помогать, — рассказывает Татьяна Курлаева. — Пациент чувствует себя одиноким, мы стараемся по мере возможности помочь, но в то же время пытаемся найти родных, чтобы они обеспечили ему должный уход. Но бывают случаи, когда родственники категорически отказываются брать на себя ответственность, тогда уже мы стараемся поддержать больного человека».

Основные требования

Стать сестрой милосердия может не каждый, считают эксперты. В первую очередь обязанности сестры — уход за больным человеком, здесь нужна выносливость и крепкое здоровье, в том же время сестра должна быть всегда в хорошем настроении, добродушной и улыбчивой. Ведь именно такой настрой позволяет человеку радоваться окружающему миру и не впадать в депрессию.

«У тех, кто хочет стать сестрой милосердия, прежде всего должно быть желание. Хотя бывает, что люди переоценивают свои силы и не могут работать. Второе требование — чтобы позволяло здоровье, третье — чтобы справлялся с этой работой, — подчеркнула Ольга Иорданская. — Человек должен быть уравновешенным и терпеливым. Надо понимать, что это очень тяжелый труд — физический, эмоциональный и психологический. Бывают очень сложные ситуации: у больного человека могут проявляться вспышки гнева, уныния и пр. Рано или поздно сестре приходится сталкиваться с проблемой смерти пациента. Это тоже трудно перенести, и не все к этому готовы».

Фото: Алексей Сазонов / РИА Новости

«Тяжелые ситуации бывают, когда человек, особенно на переходе в вечность, не всегда может быть адекватен, и мы чаще общаемся с его родственниками, — поделилась Татьяна Курлаева. — Еще для меня самое сложное, когда видишь, что человеку нужна помощь, но эта помощь не в твоей компетенции и какими-то действиями не все можно решить».

«Иногда человек просто не представляет, что это за труд, просто у него есть порыв делать что-то хорошее. Но когда приходит, то понимает, что это ему не по силам или не по душе. Недооценивает своих физических возможностей. Или, например, нужно семью кормить, а зарплата у нас небольшая, поэтому не может себе позволить заниматься таким трудом», — говорит Ольга Иорданская и добавляет, что каждый случай, конечно, индивидуальный.

По ее словам, есть люди, которые могут работать, несмотря на проблемы со здоровьем, — например, спина, ноги болят. Но такое допустимо, если это не отражается на качестве работы и не ухудшает здоровье самого помогающего.

Для справки

Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 26 социальных проектов и ежегодно оказывает помощь десяткам тысяч нуждающихся: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, одиноким старикам и инвалидам, бездомным и ВИЧ-инфицированным. В числе проектов службы «Милосердие» кризисный центр «Дом для мамы», Свято-Спиридоньевская богадельня, Центр реабилитации детей с ДЦП и др. Более чем на 80% служба «Милосердие» существует на пожертвования.

Ежегодно служба «Милосердие» организует курсы для желающих освоить профессиональные навыки ухода и работать сестрой по уходу. Студенты учатся ухаживать за тяжелобольными людьми так, чтобы не навредить ни пациенту, ни себе.

После обучения человек может устроиться на работу в паллиативное отделение больницы святителя Алексия, Свято-Спиридоньевскую богадельню, Свято-Софийский социальный дом для детей и взрослых со множественными нарушениями развития, а также помогать одиноким пациентам в психоневрологическом интернате № 11, в ГКБ № 1 и на дому.

По традиции занятия начинаются в середине ноября и проходят в течение семи месяцев три раза в неделю. Преподаватели, врачи и сестры милосердия рассказывают, как ухаживать за больным, слушатели курсов узнают анатомию, терапию и фармакологию. Каждый студент, помимо теории, посещает и практические занятия. В ходе курса специалисты обучают специальной методике ухода за лежачими пациентами, которая была разработана на основе более чем 20-летнего опыта работы сестер службы «Милосердие».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Тест: что вы знаете о долговременном уходе?

В российских регионах уже несколько месяцев работает пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. АСИ неоднократно писало о разных этапах проекта и о том, как поддерживать…

Галина Клишова: долговременный уход возможен только после серьезных структурных преобразований

О том, как появился и существует дом престарелых «Покровская обитель», о проблемах долговременного ухода за пожилыми людьми рассказала старшая сестра «Покровской общины» Галина Клишова, стоявшая…

#РегионНКО: в Общественной палате РФ представили лучшие практики Волгоградской области в сфере СО НКО

Волгоградская область считается одним из наиболее успешных и образцовых регионов в сфере развития некоммерческих организаций. Как этого удалось достичь, рассказали представители третьего сектора и местной…