Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как небольшой культурный центр на окраине Москвы стал амбассадором социальных проектов, создал театр для подростков и начал объединять жителей района.

«МосАРТ» не увидишь, гуляя по центру Москвы или модным креативным кластерам. Но для жителей востока столицы это место, где можно послушать лекции, посмотреть спектакли и кино, заняться творчеством, не совершая марш-бросок на другой конец города.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

С чистого листа

«МосАРТ» — творческая площадка культурного центра «Ивановский» — появилась на культурной карте столицы в 2015 году. В отличие от культурных центров, которые создавались еще в советское время, ей пришлось писать свою историю с нуля. Помещения пустовали и нуждались в ремонте.

Первыми здесь открылись творческие студии. Преподавателей пригласили из известных коллективов, таких как школа танцев «Фарфор», балет Гедиминаса Таранды, театр «Домик Фанни Белл», семейный клуб «СитиКидс».

Постепенно расписание центра заполняли культурные и образовательные мероприятия. Появился клуб для молодых родителей, беременных женщин, занятия для маленьких детей. По словам сотрудников центра, такая аудитория помогает начинать формирование местного сообщества.

«Мы мечтаем, чтобы культурный центр стал оплотом добрососедства, — говорит Анастасия Рыжук, менеджер культурно-массового досуга центра «МосАРТ». — Но создавать локальное сообщество на основании того, что мы живем в одном районе, чуть сложнее, чем на основании объединения родителей маленьких детей, которые живут рядом. Им нужно куда-то прийти, обсудить насущные проблемы, поговорить. Этот момент формирования сообщества мы пытаемся поймать хоть какими-то способами».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Не только дети

Самая большая часть аудитории центра — это дети до 13 лет. Они могут заниматься в «МосАРТе» практически всем, чем только может увлекаться ребенок, — танцами, музыкой, спортом, ставить спектакли, рисовать, создавать и показывать мультики, развивать интеллект. Но центр не позиционирует себя исключительно как детское пространство.

«Было бы глупо замыкаться на том, что культурный центр — это место, куда приходят дети с родителями и занимаются творчеством. Да, это хорошо, но ты сводишь себя только к одной деятельности и аудитории. Поэтому мы ставим сверхзадачи — наполнять пространство качественными кружками, мероприятиями, чтобы человек вечером не оставался дома, а приходил к нам, например, посмотреть научное кино», — добавила Анастасия Рыжук.

Театр подростков

Когда у учреждения культуры складывается образ «места для детей», сложно привлекать подростков и взрослую аудиторию, говорят в «МосАРТе». Попробовать заинтересовать подростков решили в 2017 году. Летом здесь открылись бесплатные творческие лаборатории — дизайн, фотография, танцы, театр. Студии вели молодые педагоги, а занятия строились не на обучении, а на совместном творчестве, — подростки сами выбирали темы и участвовали в создании продукта.

Из танцевальной лаборатории вырос экспериментальный пластический театр «Часть 28», который начал гастролировать по всей стране и участвовать в международных конкурсах.

Фото: МосАРТ

А участники театральной лаборатории создали свой коллектив «Proba-театр». Их первым спектаклем стала постановка о жизни районов Перово, Ивановское и Новогиреево и получила название «ПИН-код».

«Вместе с руководителем они три месяца спрашивали прохожих, что те думают о районе, есть ли у них истории, связанные с этим местом, какой у района цвет, запах. Им рассказали невероятное количество интересных историй, высказали множество мнений. Получился, с одной стороны, срез, представляющий антропологическую ценность, а с другой, полноценный спектакль», — рассказала Любовь Евтихова, начальник отдела организации работы клубных формирований центра «МосАРТ».

Еще один их спектакль «Вне» имел такой успех, что его до сих пор показывают в центре. Он рассказывает о буллинге в школе. Истории, на основе которых создан спектакль, подростки собрали среди своих знакомых или нашли в интернете. Постановку поддержал проект «Травли.нет».

«Это очень эмоциональный спектакль, ты ему веришь, потому что играют сами подростки, — отметила Настасья Пилецкая, PR-специалист центра «МосАРТ». — Не то чтобы всех участников театра травили в школе и это был их личный опыт. Они просто решили поднять эту тему. По их собственному признанию, уже в процессе подготовки спектакля они пропускали эти ситуации через себя».

Фото: МосАРТ

Менять район

Поскольку культурный центр молодой, у него нет налаженных связей со школами, с органами местной власти и другими организациями района. «Мы пытались сформировать образ себя. И сейчас, после спектакля «ПИН-код», после долгих разговоров про добрососедство, мы готовы к тому, чтобы выходить в район», — говорит Любовь Евтихова.

В ноябре «МосАРТ» открывает ридинг-группу. Люди будут читать исторические тексты о месте, где они живут, и литературу о добрососедстве. Первая встреча группы пройдет 25 ноября.

«Мы хотим показать, что район — это не просто место, куда ты приезжаешь вечером, чтобы поспать, поесть и лечь спать. Это контекст, который тебя окружает и во многом формирует. И ты ответственен за ту среду, в которой живешь. Если тебе что-то не нравится, это повод начать что-то менять. Сверхзадача ридинг-группы — помочь осознать себя частью района», — говорит Анастасия Рыжук.

Сотрудники считают, что центр помогает менять не только район, но и самих жителей. Качественные события — кино, дискуссии, лекции, спектакли, фестивали — формируют соответствующий спрос, уверены в «МосАРТе».

«Удаленность от центра города — это вызов для культурного пространства. Жители других районов сюда не всегда доедут, местные не всегда решатся прийти. Но мы не говорим себе — давайте не будем делать это событие, ведь никто к нам не придет. Мы просто делаем то, что нравится нам самим. И нам кажется, что мы воспитываем нашу аудиторию. Формируем запрос на качественный контент. Сегодня на лекции — четыре человека, послезавтра их может оказаться 50», — говорят в центре.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Послы добрых дел

Посетителей «МосАРТа» знакомят не только с культурными и образовательными проектами, но и социальными инициативами. У входа в центр можно оставить крышки от пластиковых бутылок, выручка за переработку которых станет благотворительным пожертвованием в фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Летом 2018 года вместе с благотворительным фондом «Дети наши» культурный центр организовал фестиваль в поддержку выпускников детских домов. А осенью собирал на своей площадке «тележку радости» для людей с онкологическими заболеваниями, которые лежат в больницах. Кроме того, «МосАРТ» сотрудничает с фондом «Старость в радость» и собирает подарки для подопечных домов престарелых.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

В будущем здесь планируют организовать лекторий о благотворительности, рассказывать о стереотипах и помогать их преодолевать.

«Есть очень много стереотипов о благотворительности. Например, что здесь одни мошенники, что тебя обманут. Кроме того, не все знают, что благотворительность — это не только разовое пожертвование в фонд. Это огромная сфера деятельности, начиная от сбора крышечек, заканчивая подпиской на регулярные пожертвования. Кроме того, мы хотим, чтобы у наших посетителей появились полезные привычки», — рассказала Анастасия Рыжук.

У некоторых уже есть привычка помогать, и социальные инициативы для них не в новинку. Часть людей относится к этому настороженно и задает вопросы, но это не пугает сотрудников. По их мнению, такая реакция даже полезнее, чем положительная, потому что подразумевает диалог о благотворительности. А диалог заставляет людей задуматься о своих стереотипах и больше узнать о вариантах помощи.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Популяризация такой помощи — личная инициатива и потребность сотрудников, говорят в «МосАРТе».

«Когда мы только начинали эти проекты, ни у кого не возникало мысли, зачем это делать, какой мы получим спрос, — говорит Анастасия. — Это абсолютно нормально для нашего коллектива. В кабинете мы собираем макулатуру, а я занимаюсь вывозом «добрых крышечек».

По словам Любови Евтиховой, в «МосАРТе» такие идеи всегда найдут поддержку. «Настя (Анастасия Рыжук. — Прим. ред.) раньше работала у нас администратором, в какой-то момент заскучала и сказала, что хочет работать в благотворительном фонде. Мы предложили ей реализовать свои инициативы здесь», — говорит Любовь Евтихова.

«Мы друг у друга учимся. Я, например, мало знала о благотворительности в России, пока мы не начали сотрудничать с такими проектами. Сейчас понимаю, как можно помогать. И теперь мы передаем свои идеи широкой аудитории», — добавила Настасья Пилецкая.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем