Фото: Олег Леонов

Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда В. Потанина, рассказала о том, какими компетенциями и личными качествами обладают лидеры будущего, что общего у некоммерческого сектора и бизнеса, и почему мир становится более социально ориентированным.

Какими должны быть лидеры  

Современный мир становится все более турбулентным, неопределенным, скорость изменений существенно возрастает. Это требует новых компетенций от лидеров — как бизнеса, так и некоммерческого сектора.

Некоторые компетенции сегодня не востребованы, потому что происходит автоматизация и человеческий труд меняется. Меняются и отношения между сотрудниками и лидерами организаций: мы уходим от прямого подчинения к ценностному управлению.

Сегодня все больше востребовано умение работать в командах, ведь один человек не может обладать всеми навыками сразу.

К тому же некоммерческий сектор изначально настроен на создание команды. И, хотя у нее всегда есть лидер, для эффективного решения задач необходимо создавать команду.

Люди, работающие в НКО, обычно хорошо умеют вовлекать других, мотивировать на совместную работу и на решение социальных проблем. Недаром среди лидеров НКО очень много харизматичных личностей.

Часто нехватка ресурсов — человеческих и финансовых — становится одновременно и движущей силой для развития определенных компетенций.

Сотрудники НКО умеют поддерживать связи, выстраивать отношения с бизнесом и государством, принимать быстрые решения в условиях неопределенности и быть устойчивыми к риску.

Часто люди приходят в некоммерческий сектор из других сфер, и потому первое время им может не хватать узких профессиональных навыков. Хотя для работы в НКО гораздо важнее гибкость, необходимая для развития социального проектирования. Навыки приобретаются со временем.

Каждый человек, работающий в НКО, становится в какой-то степени многостаночником и приобретает другие полезные навыки: умение увидеть целостную картину, выстроить причинно-следственные связи.

Человек, который работает над социальными проектами, должен хотя бы немного разбираться в разных областях: в коммуникациях, психологии, информационных технологиях, праве.

Любой социальный проект — это в первую очередь работа с людьми, причем чаще всего с людьми, которые находятся в непростой жизненной ситуации. Поэтому важно уметь работать не просто на результат, а с определенным уровнем ответственности за результат каждого, кто вовлечен в проект. В некоммерческом секторе возникает совершенно иное чувство ответственности, ведь ты несешь ее за определенных людей, которые тебе знакомы. Получается, что работа над социальным проектом формирует чувство ответственности у каждого участника, что очень важно.

Бизнес и НКО: общие ценности

У лидеров НКО и бизнеса гораздо больше общих качеств, чем может показаться на первый взгляд.

У людей, работающих в некоммерческом секторе, ценностная история всегда выходит на первый план. В некоммерческом секторе многое построено на понимании того, что такое благо для людей и общества в целом.

Невозможно работать в НКО, не разделяя определенных ценностей. Нельзя делать хорошо то, во что не веришь.

Сегодня об этом говорит и бизнес-среда. Бизнес, который имеет опыт участия в общественно значимых социальных проектах, часто привносит это в свою среду. Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это не вопрос насаждения сверху, а вопрос разделения определенных ценностей. Если у людей бизнеса есть опыт работы в социальных проектах, то и почва для развития у них будет другая. Сегодня КСО воспринимается как возможность развивать ценности компании и реализовывать социальные стремления.

Если человек со студенчества занимается какими-то социальными проектами, у него быстрее формируются компетенции, которые пригодятся ему и в бизнесе. Именно социальное проектирование таким образом подвигает нас развиваться.

Хороший пример: один из крупнейших в мире благотворительных фондов Welcome Trust каждый год приглашает на практику студентов. Большинство из них после практики уходит в бизнес, и в фонде считают, что это хорошо: люди, прошедшие определенную ценностную школу, приходят работать в бизнес и несут с собой определенные ценности и опыт. Недаром многие западные университеты встраивают социальные истории в свои процессы обучения.

Социальное будущее

Мир становится более социально ориентированным. Сегодня мы смотрим на общество иначе и отношения между людьми воспринимаем по-другому. То, что раньше казалось невозможным, сегодня становится вполне реальным.

Мы стали иначе понимать ценность своей жизни и свои права. Задумываемся: как сделать так, чтобы всем было хорошо, и это не ущемляло ничьи права? Это эволюционный процесс.

Мир создает больше условий для самореализации, у каждого человека появляется больше возможностей, и поэтому мы готовы больше помогать друг другу. А некоммерческий сектор дает будущим лидерам возможность развивать компетенции, которые пригодятся им в любой сфере.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем