http://www.sakharov-center.ru/

Агентство социальной информации в рамках прямого интернет-эфира «ПравоВидение» впервые провело ток-шоу, посвященное теме, о которой по каким-то причинам сегодня мало публичных дискуссий, – воспитание ребенка в семье как свободной личности.

Перед эфиром корреспонденты АСИ поговорили с родителями, которые приходят со своими детьми в детский творческий центр «Кавардак», создатель которого – Амир Тагиев — также был одним из участников ток-шоу. «Как воспитать свободную личность?», – спросили мы у родителей. «Не поучать ребенка, прислушиваться к нему, не принуждать, а направлять его, выстраивать отношения на равных, привлекать детей к решению семейных проблем и учить его принимать самостоятельные решения», – говорили родители. Очень важно при этом не забирать у ребенка часть детства, добавляют педагоги, – не допустить, чтобы какой-либо период взросления ребенка выпал из его жизни.

Ток-шоу_опрос

В своем манифесте 1994 года «Человек свободный» журналист и теоретик педагогики Симон Соловейчик писал, что невозможно дать четкое определение тому, что же такое «свобода» – это слишком многогранное явление, но можно сказать, что такое «свободная личность». Человек свободный, писал Соловейчик, – это человек, свободный внутренне, независимый.

Поиски определения свободы нам не только не помогают, но и мешают, считает руководитель Центра ранней социализации «Зеленая дверца» Ольга Варпаховская. Она рассказала, что родители детей, приходящих в «Зеленую дверцу» (в центре работают с детьми самого раннего возраста — от 0 до 4 лет), по-разному понимают, что такое свободная личность. При этом сами дети, попадающие в центр, приходят туда с очевидным желанием – они хотят быть самостоятельными, говорит педагог. Уже в полтора-два года ребенок точно знает, чего он хочет, уверена Варпаховская, – прежде всего, он хочет познать мир. Но не все родители это осознают и иногда считают, что им виднее – что хочет их ребенок прямо сейчас.

ток-шоу_Варпаховская

Получается, что часто родители делают выбор за ребенка, не «умея» понять, чего же хочет именно он, а не они. Нужно работать с родителями, у которых еще совсем маленькие дети, помогать им понять своего ребенка даже тогда, когда он еще не начал говорить. «Мы часто не слышим своих детей. Родители думают, что раз он еще не говорит, значит, ничего и не понимает. А он понимает и разговаривает с нами», – говорит Варпаховская. Восприятие ребенка не как «чистого листа», а как человека, пришедшего в этот мир уже со своими запросами, взглядами и способностями, лежит в основе деятельности центра, действующего по принципам, сформулированным французским педиатром и психоаналитиком Франсуазой Дольто.

Свободная личность – это возможность выбора, возможность постоянно себя ощущать, «чувствовать», считает Амир Тагиев. Нередко дети сами не знают, чего они хотят, и ждут, пока им укажут, что им делать, что было бы для них интересно, боятся пробовать и ошибаться. Это результат подхода, демонстрируемого — осознанно или нет — их родителями. В итоге, когда дети самостоятельно осматриваются по сторонам и делают выбор, то они обретают свободу там, где никто у них ее и не забирал, говорит Тагиев.

Ток-шоу_Амир Тагиев

Детский летний лагерь, который традиционно проводит центр «Кавардак», устроен таким образом, что половину дня дети абсолютно свободны и вольны делать то, что им хочется. Несмотря на провокационность подхода, он работает, рассказал Тагиев. – Большинство детей вполне способны самостоятельно выбрать себе занятие по душе, и все в итоге сами начинают следовать определенному распорядку дня.

Нужно разделять понятия «воспитание» и «свобода», подчеркивает директор Центра помощи «Сестры» Мария Мохова. Ребенок может быть воспитанным и при этом не свободным. Или, наоборот, невоспитанным и свободным. Важно уделять внимание воспитанию ребенка и правильно очерчивать рамки его свободы – не забывать, что его свобода ограничивается возрастом. «Нужно дать ему свободу принятия решения в рамках его компетенции», – поясняет Мохова. Так, например, ребенок не может решать самостоятельно, нужно ли ему принимать лекарства или нет – это сфера ответственности его родителей.

Крайняя форма подавления личности – это насилие, не только физическое, но и психологическое. Домашнее насилие существует в трех формах: партнерское насилие (когда домашний «тиран» стремится контролировать своего партнера), насилие родителей над ребенком (желание контролировать его во всем) и насилие стариков (например, практика все критиковать, постоянно делать замечания) по отношению к выросшим детям и внукам, рассказывает Мохова.

Не столь важно, в какой из этих трех ситуаций существует ребенок, говорит Мохова: в любом случае люди, которые окружают ребенка, показывают ему своим поведением, что выстраивать отношения таким образом – это правильно. «Личный пример очень важен, он складывает картину мира», – подчеркивает она. Для ребенка, который не знает, что бывает по-другому, свобода проявить насилие – это правильно. И когда ребенка начинают за это стыдить, то он не понимает, в чем он не прав.

Свободная личность –  это ребенок, который может принимать ответственные решения самостоятельно, выносить суждения, сопоставляя разные точки зрения, считает директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский. Он подчеркивает, что здесь не важно, о каком возрасте идет речь. Важен правильно выстроенный процесс обучения ребенка: знания должны вырабатываться детьми в процессе обсуждения, а не преподноситься как единственно верная истина. Тогда у детей не пропадет интерес к учебе.

ток-шоу АСИ в Сахаровском_зал

На сознание ребенка и его ощущение свободы, прежде всего, влияют его родители, подтверждает Лукашевский. Но существенное влияние оказывает и общество, в котором он растет. «История России – это про то, что людям приходилось выживать. Это в генетической памяти», – напоминает Лукашевский. Если в других обществах чувство, знание собственного достоинства постепенно распространялось от аристократии на другие слои общества, то в России это знание было уничтожено, и сегодня нужно, чтобы сменились несколько поколений, которые выросли бы в других условиях, говорит директор Сахаровского центра. «В длинной исторической перспективе я смотрю на это оптимистически», – подчеркивает Лукашевский, объясняя это тем, что уже несколько десятков лет мы живем в «спокойном режиме», когда положительный опыт может передаваться от поколения к поколению.

«Многие из сегодняшних родителей большие молодцы. Может быть, действительно, должно смениться несколько поколений, когда появятся абсолютно свободные родители. Но чтобы они появились, сегодняшние родители должны совершать какие-то шаги уже сейчас», – считает Амир Тагиев. По его словам, в последнее время многие родители стали обращаться к психологам даже тогда, когда у них все в порядке – просто для того, чтобы удостовериться, что они воспитывают своего ребенка правильно. «Мы должны поддержать родителей, дать им уверенность и силы для того, чтобы воспитать свободную личность», — говорит Тагиев.

Фото: sakharov-center.ru

Рекомендуем

Прямой интернет-эфир АСИ в Сахаровском центре: право быть воспитанным как свободная личность

28 апреля Агентство социальной информации при поддержке Сахаровского центра проводит второй интернет-эфир из цикла «ПравоВидение». Впервые в рамках эфира пройдет ток-шоу, посвященное непростому вопросу воспитания…

«ПравоВидение»: серьезный разговор в прямом эфире

Агентство социальной информации провело интернет-эфир «ПравоВидение»: в прямом эфире приглашенные эксперты обсудили широкий спектр вопросов, касающихся соблюдения прав человека в России: отношение к правам человека,…

Михаил Федотов: социально-экономические права переплетены с гражданско-политическими

Агентство социальной информации провело прямой интернет-эфир «ПравоВидение», посвященный правам человека в России. Эксперты говорили о том, как сегодня воспринимается понятие «права человека» в обществе, как…