Менее чем за год в Ярославской области сформировано около 30 общественных советов при органах исполнительной власти. Они создавались по новому порядку, предусматривающему в том числе выдвижение кандидатов общественными объединениями, региональной и муниципальными общественными палатами, а также проведение открытого интернет-голосования. АСИ обратилось к экспертам с просьбой прокомментировать первые итоги «перезагрузки».

Новый порядок образования общественных советов при органах исполнительной власти Ярославской области был утвержден постановлением регионального правительства 22 апреля 2014 года. В документе указано, что состав общественного совета формируется из кандидатов, выдвинутых общественными объединениями и иными организациями, представляющими общественные интересы, областной и муниципальными общественными палатами (советами), органами исполнительной власти, и из кандидатов-самовыдвиженцев. Состав общественного совета проходит согласование в Общественной палате Ярославской области (при этом учитываются результаты рейтингового интернет-голосования на портале народного правительства Ярославской области) и утверждается органом исполнительной власти, при котором создается общественный совет. В документе указано, что одно и то же лицо не может быть членом более чем двух общественных советов одновременно, исключено членство в общественном совете более двух сроков полномочий подряд.

Схема формирования общественного совета Ярославской области
Источник: narod.yarregion.ru

В оценке эффективности новой системы мнения экспертов расходятся, но с тем, что внедрение единых прозрачных правил, утвержденным при активном участии общественности, принципиально важно сегодня, согласны все.

Людмила Соловьева, начальник отдела по взаимодействию с экспертным сообществом и обеспечению работы Открытого правительства департамента общественных связей Ярославской области

 Соловьева

Ключевая роль в организации этого процесса отводится двум моментам. Во-первых, прозрачному интернет-голосованию за выдвинутые кандидатуры на портале народного правительства. Во-вторых, обязательному согласованию Общественной палатой Ярославской области итоговых списков кандидатов и рекомендаций, которые на основании этих итоговых списков составил орган власти.

Поиск консенсуса

Утверждение окончательного состава совета не всегда проходит гладко, Общественной палате и руководству департаментов в некоторых случаях сложно прийти к консенсусу. В результате, например, в департаменте финансов было решено провести повторную процедуру отбора: члены Общественной палаты посчитали, что из семи отобранных кандидатов необходимый уровень профессионализма только у четверых.

Елена Исаева, заместитель председателя Общественной палаты Ярославской области

Исаева

Практика показала, что мнение палаты имеет большой вес для органов власти. Были случаи, когда департамент изменял свое положение о совете и расширял его состав, чтобы в него могли войти эксперты, предложенные палатой. Случалось, приходилось создавать дополнительные согласительные комиссии, потому что палата настаивала на кандидатурах, а департамент не соглашался. Конфликт в итоге был исчерпан, но для этого понадобилось время. 

Совет советов

Созданные в 2014 году общественные советы уже начали добиваться результатов. Совет при департаменте общественных связей Ярославской области внес изменение в законопроект «Об общественном контроле», добавив в него положение о создании координационного совета общественного контроля.

Александр Соколов, член общественного совета при департаменте общественных связей Ярославской области

Соколов

Сейчас у нас сложилась ситуация, когда организаций, осуществляющих общественный контроль, много, но они полностью дезорганизованы. Они могут заниматься одной и той же проблематикой, даже не зная об этом. Поэтому мы взяли пермскую идею «Совета советов» и предложили создать и в нашем регионе координационный механизм, который позволит председателям общественных советов и других контролирующих общественных организаций договариваться об общей политике. Сейчас проект закона прошел все согласования, и внесен в областную думу.

Коррективы

Скопированное из федерального положения ограничение на членство более чем в двух общественных советах в Ярославской области пришлось отменить — областная прокуратура сочла его ущемляющим права граждан. Общественной палате это прибавило головной боли, потому что желающих занять место сразу в семи-восьми советах находится немало, а эффективность работы при такой нагрузке вызывает сомнения.

Инициатива «сверху» и «снизу»

Некоторые эксперты выражают сомнения в том, что общественные советы новой формации, фактически насаждаемые «сверху» будут достаточно мотивированы.

Лев Размолодин, председатель общественного совета при департаменте дорожного хозяйства Ярославской области

Лев Размолодин

Наш совет [первый общественный совет в Ярославской области, работает 2 года — прим. ред.]создавался по инициативе «снизу», от одного из комитетов Общественной палаты. Поэтому в его состав вошли люди неравнодушные, и в этом был залог эффективной работы совета. А насколько заинтересованные и профессиональные люди придут в условиях новой, заорганизованной системы общественных советов, я не знаю. Мне кажется, эта система не будет эффективно работать – но, может быть, я ошибаюсь.

Кодекс, стандарт, регламент

Возможно, отношение к новой системе формирования общественных советов улучшится, когда она будет окончательно отточена и выверена. Пока на повестке 2015 года – разработка кодекса этики членов общественного совета, стандарта открытости деятельности органа власти и типового регламента работы общественного совета с измеримыми целевыми показателями.

Фото: facebook.com; opyo.yarregion.ru; csp-yar.ru

Рекомендуем

Открытое правительство обратило внимание на нарушение правил формирования Общественного совета при Рослесхозе

Открытое правительство и Общественная палата РФ детально обсудят ситуацию с нарушениями, сопровождавшими процесс формирования обновленного Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства.