Агентство социальной информации продолжает серию интервью с кандидатами в ОП РФ от некоммерческих организаций. Интернет-голосование на сайте «Российская общественная инициатива» за кандидатов продлится по 30 мая включительно.

Ефим Рачевский – народный учитель России, лауреат премии Президента РФ в области образования, директор Центра образования № 548 «Царицыно» (Москва). Руководит журналом «Управление школой» издательского дома «1 сентября». Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования.

Выдвинут Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации.

Страница кандидата в системе голосования.

 

Ефим Лазаревич, почему для Вас важно участвовать в общественной деятельности?

Я исхожу из теории разумного эгоизма, описанного еще в романе Чернышевского «Что делать?» Говорю об этом без иронии. Я заинтересован в том, чтобы система образования в школе, где я работаю, была успешной. И я понимаю, что это невозможно, если у нас не будет успешной системы образования в целом, ведь все очень взаимосвязано. Работа в Общественной палате  (ОП) как раз позволяет двигаться в этом направлении. В частности, в ОП мы занимались экспертизой всех законопроектов, которые касались образования, воспитания детей и соцсферы.

Какие проблемы в системе образования, на Ваш взгляд, требуют внимания общественности в первую очередь?

Прежде всего, это вопрос управления образовательными организациями, в частности, создания системы общественно-государственного управления, которое у нас уже привыкают называть «управляющий совет». Во-вторых, привлечение всего сообщества, главным образом родителей, к делу образования. В-третьих, работа, связанная с обновлением содержания образования — не только предметная, но и включающая взаимодействие между школами и детскими садами. Не менее важно развитие системы дополнительного образования – необходимо сделать так, чтобы кружки, секции и клубы не столько дополняли основное образование, сколько были бы интегрированы с ним. И наконец, безопасность детей как в образовательных учреждениях, так и вне их стен. Этими вопросами я и намерен заниматься в Общественной палате.

Расскажите подробнее о системе общественно-государственного управления, которое Вы считаете основным вопросом для развития системы образования.

Общественной-государственное управление существует в нашей стране вот уже девять лет. Некоторые регионы, например Ханты-Мансийский автономный округ, уже приняли местные законы об управляющих советах. Смысл следующий: школы и детские сады являются структурами, которые содержатся, в первую очередь, за счет налогоплательщиков, за счет местных и региональных бюджетов. Новый закон об образовании предусматривает сегодня равенство всех участников образовательного процесса – учителей, учащихся и их родителей. Управляющий совет стал инструментов, который позволяет им взаимодействовать.

Являются ли управляющие советы реальной силой в нашей стране?

Сегодня без решения управляющего совета не происходит ни одного серьезного изменения в школе. Например, в Москве идет процесс объединения школ – и это решение возможно только с согласия управляющего совета. Он рассматривает и утверждает бюджет школы, кадровую политику, систему оплаты труда. Но мы еще находимся в начале этого пути. Это становится системой, но еще ею не стало. Необходимо создавать правовую базу для этого и, что существеннее, делать так, чтобы управляющие советы стали неотъемлемой составной частью управления школой.

Что может сделать общественность для защиты прав учителей?

Мы знаем, что государство предприняло ряд шагов и сделало учительскую зарплату достойнее. Теперь надо переходить от слов к делу и контролировать, чтобы она действительно была на уровне. Кроме того, общество никогда не будет ориентироваться на престижность этой профессии, если этого не будет делать государство. Поэтому общественные деятели должны контролировать отношение государства к учителю.

В чем, на Ваш взгляд, залог качественного образования?

В первую очередь, в персонализации образования для каждого учащегося. Я сторонник максимально индивидуализированного образовательного процесса. В старшей школе это делается за счет системы профильного обучения, разнообразия форм обучения, пересмотра традиционного подхода к оценке успешности обучения. И, конечно, необходимо создавать условия доступа к качественному образованию вне зависимости от места жительства и социально-экономического статуса семьи.

Фото:oprf.ru

Рекомендуем