Российская благотворительность довольно очевидно находится на подъёме. При этом столь же очевидно, что Москва прочно удерживает за собой лидерские позиции: здесь сосредоточено большинство фондов, основные площадки взаимодействия, здесь же и основные деньги страны, что существенно. В Москве расположены и те государственные органы, с которыми благотворители так или иначе взаимодействуют – Минздрав, Минэкономразвития, распределители основных государственных грантов и т.д. Даже те организации, которые работают по всей стране или сосредоточили свою деятельность в электронных сетях, юридически и фактически, как правило, базируются в Москве.

Организованная благотворительность в России вообще явление городское: в сельской местности для него нет серьёзных ресурсов. Инициативные люди не являются столичной спецификой, но вот нехватку жертвователей не восполнишь никак. Благотворительностью занят достаточно небольшой процент населения, и потому одно из важных условий успешности проекта — многолюдство, большая аудитория. И это тоже ставит самый населённый и самый богатый город страны в более выгодное положение.

Непростой выбор москвича

В Москве постоянно открываются новые фонды, каждые выходные проводится несколько благотворительных мероприятий или работает несколько проектов (вот просто самые заметные в ближайшее время – все они проводятся московскими организациями).

Благотворительности в столице последние годы стало много. Волонтёрские группы работают в каждой заметной детской больнице, а некоторые отделения крупных клиник одновременно посещает несколько групп. Добровольцы так или иначе присутствуют в каждом детском доме. Тот, кто хочет творить добрые дела, может оказаться перед непростым выбором – присоединиться ему к «Даниловцам», Клубу волонтёров,  «Друзьям на улице» или, например, к оригинальному проекту «Брат за сестру».

Деятельность, которую предлагает Клуб волонтеров
[Деятельность Клуба волонтеров]

Такой же, а то и больший выбор у того, кто хочет пожертвовать деньги для больных или ненужную одежду для бездомных – и фондов, и пунктов приема вещей в Москве десятки. Сиротские учреждения в столице и вокруг неё, особенно в период праздников, буквально завалены подарками, а рассылка сообщества благотворительных фондов пухнет от обилия желающих провести социальный корпоратив. Так и пишут – «Сотрудники фирмы, 25 человек, готовы организовать детям-сиротам праздник с подарками, подскажите социальное учреждение не далее 200 километров от Москвы». И не зря именно в Москве была написана статья с говорящим названием «Никаких подарков в детские дома».

Это не означает, что нуждающаяся Москва пресыщена. В Москве, как и везде, есть категории населения, которым мало кто помогает – больные взрослые, например, или мигранты. Но вот найти специализированный фонд для детей можно почти по любому заболеванию.

От столичных протестов – к социальным инициативам

Если говорить о социальном составе и генезисе, то благотворительные, добровольческие и вообще социальные инициативы находятся в рамках движения «нового объединения», с особенной силой развившегося после краха политического протестного движения: раз уж быстро, глобально и политически обустроить жизнь не получилось, будем пытаться не спеша, местно и социально. И неудивительно, что это движение, как и протесты, — городское и даже в значительной степени — столичное, как столичными были и протесты.

Пикет против закона Димы Яковлева
Пикет против закона Димы Яковлева

Участие в тех или иных социальных инициативах стало в определённых московских кругах если не модным, то нормальным явлением, особенно после того, как тысячи столичных жителей поучаствовали в помощи Крымску. Никого не удивляет и не выглядит героизмом и подвижничеством со стороны столичного жителя, как пять лет назад, корпоративное посещение детского дома или периодическая помощь приюту для животных. Участники такого движения известны — это даже не отдельные граждане, а скорее сообщества, формирующиеся вокруг достаточно разных интересов. И даже наоборот: как только возникает группа с неким общим интересом — рано или поздно эта группа включается в благотворительность.

Особенно это явление заметно на интернет-форумах и иных сетевых площадках. Какой бы ни была тематика — автомобили, кино, воспитание детей, кулинария, садоводство — рано или поздно либо возникнет идея совместного общественно полезного досуга, либо организованного сбора средств для нуждающихся. Скажем, сайт о беременности, родах и воспитании постепенно дорос до открытия собственного фонда «Помощь детям«, общеизвестна история создания волонтерского анархосиндиката «Тугеза«.

И очевидно, что именно столичные жители являются лидерами в этом процессе: Москва — самый технологизированный город в стране, а интернет-благотворительность немыслима без достаточного количества технологически подкованных граждан. Об этом свидетельствует простой финансовый факт — пожертвования через Интернет, с использованием электронных валют и пластиковых карточек, к нам, в фонд «Предание«, поступают в течение суток весьма неравномерно. Где-то в районе полуночи по московскому времени (когда москвичи уходят спать) наблюдается резкий спад, а к часу ночи пожертвования почти перестают поступать, и это затишье длится примерно до восьми утра опять же по московскому времени. То есть основная масса интернет-жертвователей находится в Москве или как минимум в том же часовом поясе, что и Москва.

Кто он – человек активный?

Говоря попросту, современный участник благотворительного или волонтёрского проекта — это человек современный и активный. С увлечениями, интересами, энергией для воплощения своих идей. Такие люди по возможности дистанцируются от негласных правил «нормальной жизни», иногда очень резко. Именно из них состоят сообщества анскулеров (которые учат детей дома, а не в школах) и сторонников родов на дому. Это те же люди, которые отказываются от привычной медицины в пользу гомеопатии, пиявок и эфирных масел, уезжают в экопоселения, практикуют йогу или тайчи вместо качалок, массово черпают информацию из Интернета вместо телевизора. Вообще, отказ от телевизора стал своего рода маркером — в этой среде, составляющей в равной степени протестные митинги и волонтерские бригады, смотреть телевизор считается признаком если не ущербности, то невеликого ума.

Православные волонтеры в Крымске. Фото - www.pravmir.ru
[Православные волонтеры в Крымске. Фото — www.pravmir.ru]

Эта особенность поведения роднит их с другой активной группой волонтёров и благотворителей. У это группы иные идеалы и мотивация, она менее заметна в СМИ, но тем не менее весьма многочисленна — это верующие. Прежде всего, имеются в виду православные христиане, ибо верующих других конфессий и религий в столице не так много для серьёзного влияния на состояние дел в благотворительной отрасли. Да, телевизор воцерковлённые люди практически не смотрят совершенно по иным причинам, но их активность в благотворительности и волонтёрстве, скажем так, выше средней по стране, тем более в столице. Милосердие для христианина составляет обязательную часть его служения Богу — и потому в любом православном приходе так или иначе есть социальное служение — пусть даже собственным неимущим прихожанам. В целом же Церковь ведёт множество отдельных начинаний и проектов, например, служба «Дыхание«, «Автобус милосердия» или «Белый цветок«, большинство которых опять же сосредоточено в столице.

Бизнес спешит следом

С одной стороны, граждане проявляют всё большее стремление к объединению, со всё большей охотой принимают участие в благотворительных инициативах. С другой стороны, не остаются в стороне и разного рода бизнес-структуры, особенно ориентированные на работу с большими массами людей. Скажем, интернет-сервисы, претендующие на универсальность, такие как Яндекс и Мэйл. Ру, включились в благотворительную деятельность, создав для пользователей специальные инструменты. Яндекс, например, в конструкторе формы для оплаты юридическому лицу через сайт вмонтировал возможность именно внести пожертвование, а не просто оплатить товары или услуги. Также в личном кабинете любого пользователя Яндекс-денег давно уже есть постоянно растущая вкладка «Благотворительность» — наравне с разделом для оплаты услуг сотовых операторов или билетов на транспорт.

Гораздо дальше пошла по пути организации инфраструктуры благотворительности корпорация Mail.ru, создав собственный сервис Добро.Мэйл.Ру, где пользователю предлагается широкий выбор различных благотворительных проектов и форм участия в них. При этом, что особенно ценно, в Mail.ru, помимо сервиса как такового, озаботились вопросами экспертизы организаций-участников, для чего привлекли к созданию сервиса Некоммерческое партнёрство «Все вместе«, дабы предлагаемые проекты были продуманными и честными и пользователи не испытывали разочарования.

Все вместе

Также в городе сейчас можно наблюдать некоторый всплеск (всё на той же волне) наружной социальной рекламы. Наиболее заметный вклад тут внесла компания Russ Outdoor, а также ряд партнерских рекламных агентств, запустивших на улицы крупных городов уже несколько серий социальных плакатов из цикла «Всё равно?!«, посвященных вопросам безопасности на дорогах, здоровому образу жизни, а также более абстрактным филантропическим темам — милосердие, честь, доверие и т.д.

Не только детям

Со своей стороны и благотворительные организации отвечают на возросший интерес горожан изменением стратегии. Помимо резкого увеличения количества организаций в Москве, меняется их качество. Да и до жертвователей в Москве медленно, но верно специалисты доносят мысль, что онкобольные дети и сироты — не единственные, кто нуждается в благотворительной помощи.

Открываются всё более специализированные фонды (вроде единственного в стране Фонда помощи взрослым «Живой» или Фонда помощи медицинским работникам «Врачебное братство») и инфраструктурные проекты, ориентированные на отрасль в целом, например, «Все вместе» или «Лаборатория клаудвочер«. И опять же в Москве заработал проект «Нужна помощь»  со слоганом «Помогаем тем, кто помогает» – своего рода «фонд для фондов».

Последние годы список тех, кто стал заметен для москвичей как нуждающиеся в поддержке, дополнился бездомными (благодаря усилиям доктора Лизы Глинка), а также паллиативными больными в хосписах — благодаря большой просветительской и даже пропагандистской работе Фонда помощи хосписам  «Вера«. Благодаря движению, а теперь уже и Фонду «Старость в радость«, в поле зрения общества последнее время попали старики. При этом попытки тиражировать опыт Лизы Олескиной сотоварищи в другие регионы пока что не увенчался стойким успехом.

Фонд Вера

Когда «доброго досуга» становится много

В такой ситуации не могло не увеличится – причем в разы — количество благотворительных мероприятий. Концерты, выставки, праздники, ярмарки, мастер-классы, балы идут так или иначе весь год, приобретая в наиболее актуальные месяцы (в районе Нового года и в начале лета) характер эпидемии, когда в одни и те же выходные может одновременно происходить 7-8 мероприятий. Расширяется и ассортимент, если можно так выразиться, «доброго досуга»: к традиционным ярмаркам и концертам добавились кулинарные действа, разнообразные мастер-классы, и даже выставка модных сумочек в павильоне-чемодане на Красной площади оказалась отчасти благотворительностью.

Во-вторых, когда где-то чего-то становится много, происходит качественный скачок и переход на новый уровень. В случае с благотворительными мероприятиями таким новым уровнем стало появление очень больших благотворительных событий — таких как «Душевный BAZAR«, собирающий на одной площадке десятки организаций. Или, например, Малый театр играл большие спектакли, полностью передавая доход от них в пользу фонда «Вера».

Душевный базар_плакат

Другой точкой роста стали постоянно действующие в Москве благотворительные магазины: «БлагоБутик«, помогающий фондам «Подари жизнь» и «Вера»;  «Лавка радостей«, открытая Некоммерческим партнёрством «Все вместе». Эти торговые точки, прибыль которых передаётся на благотворительные цели, функционируют как обычные магазины и торгуют в основном одеждой и бижутерией.

В-третьих, благотворительные инициативы постепенно встраиваются в повседневную жизнь. Скажем, возможность сделать пожертвование включена в пункты меню во всех терминалах быстрой оплаты, а также в банкоматах многих банков. В провинции такая возможность обычно отсутствует. Также в любом месте скопления людей: в крупном магазине, салоне связи, торговом центре, модном ресторане и так далее — почти обязательно стоит кэш-бокс того или иного благотворительного фонда. В столичных кафе сети «Шоколадница» вместе со счётом приносят благотворительный буклет, а в «Кофемании» (другая московская кофейная сеть) некоторое время продавали специальные благотворительные пирожные.

Благотворительность как часть городского социального ландшафта

Москва стала первым городом, в котором благотворительность и волонтёрство является обязательной частью городского социального ландшафта – между волонтёрским объединением СВОД, рядом других НКО и Правительством Москвы заключен договор о сотрудничестве. При поддержке московского Департамента культуры был проведён уже третий Съезд волонтёров Москвы – крупное мероприятие с сотнями участников, мастер-классами, концертами, собственной премией и т.д.

Стоит упомянуть и ещё об одном явлении — всё расширяющемся использовании для самых различных задач технологий, которые в течение долгого времени использовались в основном в благотворительности. Это краудфандинг во всём его многообразии. Если ранее пожертвования собирали почти исключительно фонды и религиозные организации, то сейчас «финансирование толпой» распространяется на все возможные сферы жизни столичных жителей — от интернет-журнала «Кольта» и археологической экспедиции в Египет до патриотического фильма «Двадцать восемь героев-панфиловцев» и новой анимационной работы Гарри Бардина. Открыты специальные сетевые площадки — Бумстартер, Планета и несколько более мелких.

В общем и целом можно достаточно уверенно сказать, что если не случится экономического коллапса, политического кризиса или не вмешаются иные внешние обстоятельства, то благотворительное движение будет расти и шириться, привлекая новых людей и новые инициативы.

Российское общество, лишенное внятной центральной идеи, консенсусных ценностей, целей и авторитетов, неизбежно будет структурироваться — и как всякая структура будет искать точку приложения сил. И Москва, как прежде, будет в этом вопросе самым передовым городом: в условиях скученности и сильнейшего социального расслоения стремление найти каких-то «своих людей» и объединиться с ними становится только сильнее. А значит и благотворительные инициативы в Москве не оскудеют.

Рекомендуем

Принцессы из горошинок: как маркетологи открыли на Крайнем Севере центр всестороннего развития детей

Семья из Норильска открыла для детей северян частные занятия, направленные на «гармоничное обучение». Взяли беспроцентный займ, заимствовали московскую методику и получили первую в городе лицензию.