В преддверии Нового года многие некоммерческие организации проводят благотворительные ярмарки. Различные благотворительные фонды предлагают посетителям ярмарок сувениры, картины, новогодние украшения, открытки, сделанные подопечными фондов. Собранные от продаж в рамках мероприятия средства направляются на социальные проекты организаций-участников.

Одним из таких мероприятий стал Рождественский базар, организованный Благотворительным фондом «Дорога вместе». Исполнительный директор фонда Татьяна Задирако рассказала в интервью Агентству социальной информации, каких результатов НКО могут достичь, участвуя в рождественских ярмарках, почему одни организации собирают больше средств, а другие меньше, и без каких элементов не может обойтись ни одно благотворительное рождественское мероприятие.

Татьяна, благотворительный Рождественский базар в этом году стал шестым по счету для вашего фонда. Как Вы оцениваете результаты этого Рожественского базара? Есть ли динамика по сравнению с прошлым годом?

Процедура проведения Рождественского базара у нас уже «накатана», есть всем понятный формат, своя аудитория, которая посещает базар каждый год. Правда, в этом году мы решили провести его позднее по времени, чтобы люди после работы смогли зайти. В Рождественском базаре этого года участвовали 22 благотворительные организации, было много посетителей. Мы собрали 344 тыс. рублей, и это на 50 тыс. рублей меньше, чем в прошлом. Почему так получилось, мне сложно объяснить. В принципе, мы каждый год собираем по 350-400 тысяч.

Организацией-победителем стал Центр лечебной педагогики (ЦЛП) – им удалось собрать 69 тыс. рублей. ЦЛП традиционно собирает большие суммы денег.

Каких результатов НКО могут достигнуть, участвуя в благотворительных предновогодних или рождественских ярмарках, кроме фандрайзинговых?

Помимо денег, некоммерческим организациям нужна социализация, то есть важно оказаться среди себе подобных. Это площадка для общения, обсуждения насущных проблем. Так, например, на последнем Рождественском базаре бухгалтер нашего фонда «Дорога вместе» обсуждала с бухгалтером организации «Турмалин» последние изменения в области трудового и налогового законодательства.

На таких мероприятиях НКО общаются между собой, обсуждают совместные проекты, знакомятся с новыми организациями, с теми, с кем еще не знакомы. Просто находятся в окружении таких людей, как сами. На самом деле НКО это не так часто удается!

Некоммерческие организации, участвующие в ярмарке, никаких средств не вкладывают. Все расходы, связанные с проведением мероприятия, берут на себя компании и доноры. Те сувениры, вещи, которые благотворительные организации производят и продают, они так или иначе делают в рамках своих программ, а мы для них организуем площадку, где свои изделия они могут реализовать и заработать деньги. Это является и обучающим, и мотивирующим моментом для тех людей — пожилых, подростков, взрослых, кто изготавливал эти сувениры.

Всем ли НКО по силам участие в подобных мероприятиях?

Нет, некоторые не хотят участвовать или считают, что это неэффективно. А некоторые, приняв участие, потом говорят: «Мы собрали всего четыре тысячи рублей и считаем, что это неэффективное использование нашего времени».

Многое зависит от того, какие изделия производит некоммерческая организация и есть ли у нее навыки продаж. Например, стоят рядом два фонда. Один активно продает, а второй – ничего специально не предпринимает. Я иногда наблюдаю за этим процессом и думаю, почему так? Вероятно, потому, что у фондов нет людей с навыками продаж. Вообще, если у той вещи, которую продаешь, есть еще какой-то социальный компонент, то, на мой взгляд, найти покупателя проще и легче.

Например, Школа Святого Георгия продает изделия, которые делают их подопечные в рамках лечебной терапии – это изделия из керамики, глиняные игрушки и ёлочные украшения. В этом году у них были великолепные домики с окнами, в которые можно вставить свечку и наблюдать за игрой света и тени. Такая вещь будет отличным подарком к празднику, приятным сувениром, напоминающим о благом деле.

Есть ли какие-то обязательные элементы, которые необходимо включать в программу подобных мероприятий, чтобы они пользовались популярностью у посетителей?

Есть несколько элементов, которые влияют на успешность проведения Рождественского базара. Во- первых, это качество товаров, которые вы продаете, во- вторых, наличие публичной информации о базаре – кого вы приглашаете, находитесь ли на удобной посещаемой площадке, а также какие дополнительные развлечения предлагаете своим посетителям.
В программе обязательно нужны мастер-классы, мероприятия для детей, должен быть широкий спектр предлагаемых изделий. Причем нужны и дешевые товары, и дорогие. Целевая аудитория есть и у тех, и у других. Главное — правильно выбрать товары. Очень хорошо, когда у организации есть свои доноры, коллеги, друзья, волонтеры, которые могут привести аудиторию из социальных сетей.

В последнее время предновогодние акции стали популярным форматом. Взять, к примеру, «Душевный BAZAR» или Зимнюю ярмарку Центра лечебной педагогики. Можно ли говорить о том, что у нас начинает развиваться традиция благотворительных ярмарок, как в Европе?

В Европе такие рождественские ярмарки проводятся уже давно. Наши граждане тоже хотят помогать, это видно. Кто-то из организаций начал, а потом подтянулись и другие. Посмотрели, что у одних организаций получается, и решили сами делать. Это нормальный, «вирусный» момент передачи положительного опыта. Но в Европе все уже успело раскрутиться и стать частью ежедневного социального ландшафта, жизни города. Лет через 30 такая же история станет в России частью повседневной жизни.

Рекомендуем

День добра в Кузбассе собрал 600 тысяч рублей на профилактику туберкулеза

Средства, собранные в рамках спортивной эстафеты «Кубок благотворителя «Золотая Шория», пойдут на развитие безвозмездного донорства крови и профилактику туберкулеза у детей и подростков Кемеровской области.