Наталья Каминарская

Одним из ключевых событий осени в сфере благотворительности уже традиционно является ежегодная конференция Форума Доноров, которая в этому году проходит 24 октября. Ее участники – представители благотворительных фондов, компаний, средств массовой информации и власти — представляют свое видение развития благотворительности в регионах России. О выборе темы конференции, трендах в региональной благотворительности, перспективах развития моделей благотворительной деятельности в России в интервью Агентству социальной информации рассказала исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская.

Наталья, тема конференции этого года — «Благотворительность в регионах России: особенности и перспективы». Почему из стольких аспектов, проблем благотворительности вы решили выделить именно развитие филантропии в регионах?

— Мы выбрали тему региональной благотворительности, потому что считаем, что она не получила пока должного внимания на федеральном уровне, на московских площадках. Довольно часто мы обсуждаем, как устроена благотворительность в крупных компаниях, крупных фондах, но почти никогда не уделяем внимания региональным особенностям благотворительности.
Потом, региональная благотворительность отличается от того, что происходит в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Разобраться, чем она отличается, что влияет на ее формирование – это задача нашей конференции.
Мы также считаем, что если благотворительность в регионах не будет развиваться, то все наши усилия в Москве не будут иметь большого значения и не помогут развитию благотворительность в стране в целом.

Интерес к региональной благотворительности поддерживается разными донорами?

— В этом году, в отличие от предыдущих, конференцию поддерживают бизнес-компании и корпоративные фонды. Среди партнеров нет, к примеру, частных фондов и спонсоров. Это примечательный момент – именно компании в первую очередь видят для себя необходимость в такой тематической профессиональной площадке. Нас поддержали, в частности, ГМК «Норильский никель», компании En+ Group и «Еврохим», банк «Уралсиб», Группа компаний «Катрен» и «Газпромбанк – управление активами».

А что такое региональная благотворительность? Как бы Вы сформулировали ее суть?

— Есть несколько подходов к этому определению. Например, можно сказать, что это благотворительность, место действия которой – регион. И не важно, кто этим занимается – компания из Москвы или местные благотворители – люди, фонды, компании.
А можно сказать, что региональная благотворительность – это только то, что само «выросло» и делается в регионе, независимо от московских денег, усилий и других факторов. Думаю, что в ходе пленарной дискуссии мы найдем и другие определения этому понятию.

На Ваш взгляд, какие изменения произошли в региональной благотворительности за последние несколько лет?

— Самое главное то, что благотворительность появилась в регионах и стала довольно значительной частью жизни. И многие НКО и граждане, которые ищут поддержку и помощь, ресурсы для самореализации, находят их не только и не столько в Москве, сколько на местном уровне. Благотворительность как явление становится более распространенным в России!

Можно ли выделить какие-нибудь тренды в развитии региональной благотворительности?

— Безусловно, само развитие благотворительности в регионах – это и есть тренд номер один. Второй – ее профессионализация, структуризация, появление инфраструктурных организаций — сильных, не зависимых от международной помощи, существующих при поддержке государства и российского бизнеса. Третий – во многом благотворительность в регионах безденежная, то есть основанная на личном участии, волонтерстве.

Есть ли специфика у региональной российской благотворительности — то, чего нет в зарубежных странах?

— Такого понятия как «региональная благотворительность» в зарубежных странах нет вообще! За рубежом все достаточно равномерно. Есть, конечно, свои особенности: например, в разных штатах США разная налоговая система. Но в целом филантропия там не настолько специфична в разных регионах. А у нас благотворительность настолько разная — именно в зависимости от региона — что это становится отличительной чертой России.

Значит ли это, что всю территорию России можно разделить в зависимости от характера благотворительной деятельности: какие суммы там жертвуют граждане, какие фонды открывают?

— Это как раз часть исследования, проведенного по заказу Форума Доноров в 2013 году, которое мы презентуем на конференции. Мы попытались составить типологию региональной благотворительности. Получилось 10 кластеров, о которых мы и будем говорить. Типология основана не только на том, сколько денег жертвуют или сколько НКО находятся в регионе. При составлении этих кластеров учитывалось порядка 30 аспектов. И в каждом из этих кластеров действуют ряд моделей — сколько их получилось, мы узнаем на презентации исследования.

Одна из тем, заявленных на конференции, — «Целевые капиталы». Получила ли эта модель развитие в регионах?

— Несмотря на то что целевой капитал – это общепринятая и понятная, устойчивая модель финансирования и поддержки некоммерческих организаций, она все еще остается для многих россиян и российских организаций довольно сложной для понимания и принятия внутреннего решения. Целевой капитал требует наличия здравомыслящих жертвователей, прогрессивных, со свободными средствами. Эндаумент – это «игра вдолгую», и должны быть ресурсы.
Сейчас основные игроки – это федеральные университеты. В небольшом регионе довольно сложно найти ресурсы для поддержки целевых капиталов, а у университетов есть естественная база жертвователей – выпускники. Если тысяча выпускников перечислит по тысяче рублей, то сложится приличный капитал. И поэтому пока вузы – единственные, у кого хорошо получается собирать средства в целевой капитал.
Что касается некоммерческих организаций, то сейчас существуют три региональных целевых капитала – пензенский «Гражданский союз» и «Самарская губерния», которые ведут активный сбор средств, а также Фонд «Урал» — один из самых больших на сегодня эндаументов, созданный для поддержки социальных проектов в Башкирии.

То есть пока что эта модель не очень-то прижилась. Какие условия нужны для формирования, развития целевых капиталов в регионах?

— Сложности пока остаются на законодательном уровне. Основными жертвователями являются компании, но для них нет налоговых льгот. С точки зрения региональной благотворительности, это сыграло бы значительную роль. Бизнес поддержал бы многие НКО, если бы мог получить налоговый вычет. Кроме того, на сегодня благотворительные фонды пока не могут сами создавать целевые капиталы и вкладывать свои средства в чужие эндаументы. Это значительное ограничение в развитии данной сферы.

Есть ли будущее у эндаументов некоммерческих организаций?

— Я надеюсь на то, что прогноз будет положительным. И появление целевых капиталов у двух некоммерческих организаций тому подтверждение. Я думаю, что мы увидим рост региональных целевых капиталов при фондах местных сообществ и при ресурсных центрах.

Рекомендуем

От спектаклей и шоу-проектов до грантовых конкурсов: участники конференции Форума Доноров обсудили технологии региональной благотворительности

Региональная благотворительность будет успешной и эффективной при использовании интересных технологий и моделей филантропии, считают участники XI Ежегодной конференции Форума Доноров «Благотворительность в регионах России: особенности…

Благотворительность в регионах: эксперты назвали критерии и условия тиражируемости благотворительных проектов

Большинство грантодающих организаций рассматривают тиражируемость благотворительных проектов как один из критериев успеха его реализации, отмечают участники XI ежегодной конференции Форума Доноров «Благотворительность в регионах России:…

Светлана Ивченко, «Норильский никель»: мы делаем акцент на развитии региональной благотворительности

Компания «Норильский никель» переходит на новые формы благотворительности, делая акцент на социально-экономическое развитие регионов присутствия, сообщили в ходе XI ежегодной конференции Форума Доноров сотрудники компании.…