С января начался набор слушателей на второй поток дистанционного курса Школы «Гражданин 2.0». Он знакомит сотрудников и волонтеров НКО с интернет-инструментами, которые можно использовать для реализации социальных и гражданских проектов. О том, какие навыки получают слушатели, как использовать полученные знания в своей работе корреспонденту Агентства социальной информации рассказал президент Фонда поддержки интернет-инноваций Ростислав Вылегжанин.

 

Сервисы web 2.0, о которых подробнее я скажу чуть позже, выполняют роль инструментов. Можно копать землю детским совочком, можно большой лопатой, но эффективнее — бульдозером! Смотря для чего копать. Конечно, использование интернет-инструментов требует большого и кропотливого труда. Они не отменяют развитие и поддержку сообществав реальности – «офф-лайн», человеческих и профессиональных отношений и связей между людьми вне Интернета. В то же время не стоит недооценивать возможности, которые сегодня открывают инструменты web 2.0. Кроме того, порой они меняют сами принципы решения задач, которые ставят перед собой НКО в области продвижения, привлечения сторонников, поиска ресурсов и т.д. А также создают новые способы самоорганизации и коллективного сотрудничества для решения различных задач. В качестве примера могу привести краудсорсинг и краудфандинг (crowd — «толпа», sourcing — «использование ресурсов», funding — «финансирование»). Самый яркий пример краудсорсинга и краудфандинга — Википедия или свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, и которая существует на пожертвования пользователей.

Интернет-сервисов множество, они постоянно развиваются, появляются новые. Наша задача — не просто научить слушателей пользоваться конкретными инструментами, но и понять, какие задачи нам помогут решать эти инструменты.

Идея проведения курсов родилась в ходе подготовки I неформальной конференции Social Camp-2010, посвященной гражданским и социальным интернет-проектам.

Мы увидели, что эта тема востребована НКО и гражданскими активистами, однако из-за географических и других причин не все могли поучаствовать в конференции. Дистанционный курс «Гражданин 2.0» позволяет учиться, преодолевая географические границы, при этом слушатели могут выбрать удобное место и время обучения.

Курс включает восемь тематических модулей (общая продолжительность курса — 4-5 месяцев; модуля – две недели). Каждый тематический модуль ведет тьютор – эксперт и практик в данной теме.

Вводный модуль знакомит с базовыми понятиями (социальный Интернет, web 2.0), классификацией социальных сервисов. В первом модуле речь идет о том, зачем некоммерческой организации/проекту нужен сайт, как создать качественный ресурс с минимальными расходами и максимальной пользой. Во втором — о сервисах для социального проектирования НКО (так называемые «ментальные карты» — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, викисфера – непрерывный совместный процесс создания контента и т.п.). В третьем переходим к сервисам для управления проектами (онлайн-календари коллективного пользования, e-mail, чаты, YouTube, группы и документы Google и т.п.). В четвертом — к сервисам для социального партнерства, привлечения сторонников и волонтеров (блоги, социальные сети и пр.) В пятом учимся интернет-фандрайзингу и краудфандингу. Шестой модуль посвящен информационным кампаниям, седьмой – организации гражданских акций через Интернет. В восьмом слушатели защищают собственный проект, разрабатывают план по внедрению полученных навыков в деятельность организации.

В рамках каждого модуля проходит вебинар между студентами и тьютором, а также я тематический «минибаркэмп»- оффлайновое мероприятие по тематике модуля.

По окончании каждого модуля слушатели выполняют задания, используя интернет-сервисы, а в конце курса защищают курсовую работу (разработка проекта или модификация существующего), в реализации которой активно используются сервисы web 2.0.

В настоящее время обучение проходят 115 слушателей первого потока из более чем 40 городов и нескольких стран (Россия, Казахстан, Литва, Белоруссия, Украина). Конечно, дистанционное образование требует времени и самодисциплины. Активных слушателей на курсе около 50-ти. Мы привлекаем к участию в обучении профессионалов. Например, в последнем в 2011 году вебинаре в качестве тьюторов выступили сотрудники компании Google: PR-директор Алла Забровская и GR-менеджер Ксения Карякина.

27 февраля начнется обучение слушателей второго потока. До 12 февраля можно оставить заявку здесь. Обучение продлится до конца июня.

Их слушателем может стать любой человек, у которого есть желание и время обучаться и, главное, есть проект. Цель курса – не только дать знания и навыки, но и научиться применять их на практике. Сложно составить общий портрет слушателя: это и представители благотворительных организаций, которые оказывают помощь инвалидам, детям-сиротам, трудным подросткам и т.д., и экологи, правозащитники, волонтеры, и даже преподавателиобщеобразовательных школ, которые участвуют в некоммерческих проектах. Обучение — бесплатное.

Сегодня было произнесено много терминов, возможно, некоторые незнакомы читателям АСИ. Но их расшифровка, в том числе самостоятельная, с использованием поисковых систем, уже — начало обучения в Школе «Гражданин 2.0». До встречи в Сети!

Рекомендуем

На всех парусах

Эксперты о том, как современные интернет-технологии помогают развитию социально ориентированных некоомерческих организаций и на какие инструменты, которые пока не так активно используются НКО, стоит обратить…

НКО Новосибирска обсудили, как продвигать общественные инициативы в Сети

Круглый стол об общественных инициативах в Интернете прошел в рамках международного форума «Интерра-2012» на базе Агентства регионального маркетинга. Его участники обсудили запуск нового проекта по…

«Мы ни у кого не отнимаем цветы»: зачем нужна благотворительная акция ко Дню знаний

Директор московской гимназии запретила родителям и учителям участвовать в акции «Дети вместо цветов». На линейку не допустят даже атрибутику — подсолнухи, рассказали Агентству социальной информации…