Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Интервью

Любовь Ермолаева, BuySocial: «Мы хотим давать возможность соцпредпринимателям находить своего покупателя»

От волонтерства в Китае и помощи тяжелобольным детям до площадки BuySocial — как Любовь Ермолаева искала дело, которое ее вдохновит, и нашла его в поддержке социальных предпринимателей.

Любовь Ермолаева. Фото из личного архива

«Я думала, что искать работу в НКО в кризис — это авантюра»

Вы более 14 лет занимаетесь социальными проектами, 12 из них профессионально. Каким был ваш первый, непрофессиональный опыт? 

Впервые с тем, что такое НКО и социальная ответственность бизнеса, я познакомилась в международной студенческой организации AIESEC. Одновременно с этим я пошла работать в сферу HR, в агентство, которое набирало молодых специалистов в корпорации. 

Мне было интересно приносить людям пользу, и, на мой взгляд, сфера HR была как раз об этом: мы в компании, по сути, помогали молодым специалистам найти работу их мечты. 

Но со временем мне стало казаться, что молодые люди из лучших вузов страны и сами могут найти желанную работу. Хотелось больше помогать тем, кому это особенно нужно.

Через AIESEC я поехала на стажировку в Китай. Там мы рассказывали китайским старшеклассникам о целях устойчивого развития. Тогда это еще называлось Millenium development goals — «Цели развития на рубеже тысячелетия» от ООН. На занятиях мы обсуждали, что каждый из нас может сделать для решения глобальных проблем. Например, сортировать мусор, меньше загрязнять окружающую среду, помогать нуждающимся, выбирать образование по своим талантам и делать вклад в экономическое развитие. 

Ребята писали после каждого занятия заметки о том, что они вынесли из урока. Например, «Я хочу сейчас и когда стану взрослым быть социально и экоответственным, делать что-то для решения тех проблем, которые меня волнуют, и лучше понимаю, как». Это меня вдохновляло и делало по-настоящему счастливой.

Как вы попали в профессиональную благотворительность? 

Через два месяца я вернулась из Китая в Россию и думала, чем хочу дальше заниматься. Основная моя цель была все-таки помогать людям. Были мысли про корпоративную социальную ответственность, но решила искать работу в НКО. 

Тогда, в 2008 году, был первый экономический кризис, с которым я столкнулась. Я думала, что, возможно, зря бросила хорошую работу, ведь про НКО ничего не знаю, и это какая-то авантюра. Искать работу в третьем секторе действительно было непросто: какие-то организации закрывались, сотрудников сокращали.

Но мне посчастливилось встретить Джамилю Алиеву из благотворительного фонда «Настенька», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Офис фонда тогда находился прямо в больнице, в детском отделении онкологического центра на Каширке. Мы с Джамилей шли по коридору, когда она встречала меня на собеседование, к ней подходили мамы что-то спросить или сказать, что улучшились показатели ребенка. 

Джамиля рассказывала чудесные истории, когда в критический момент неожиданно находился спонсор и жертвовал нужную сумму на лечение ребенка. Истории про людей, которые помогали, про маленькие мечты, которые сбывались, про выздоровления, которые казались невозможными. 

Конечно, не только из этого состоит работа. К сожалению, не все выздоравливают. Но в том, что эта работа невероятно нужна, у меня не было сомнений. 

Я была фандрайзером, и это давало свободу действий, потому что собирать деньги на лечение детей и медицинское оборудование можно миллионом способов. Мы общались и с артистами балета, и с бизнесменами, и со студентами. Проводили акции, рекламные кампании, привлекали спонсоров. 

У вас есть и опыт обучения за рубежом.

Да, во время работы в фонде я поняла, что социальная сфера — это мое, и мне захотелось восполнить пробелы в знаниях, получить образование в этой области. Мое первое образование относилось к другой сфере. И я пошла учиться в магистратуру университета Вестминстера. Там год изучала международное развитие. Социальные проекты в широком смысле тоже сюда относятся.

Что самое ценное, на ваш взгляд, вы получили в ходе учебы в Вестминстере?

Это было суперполезно. Я развивала критическое мышление, училась проводить исследования на новые для себя темы, учитывая точные данные, информацию из множества источников, и в итоге находить ответы на свои вопросы. Я получила знания, связанные с экономикой, ведением проектов, их мониторингом и оценкой. 

«Странно было тратить время только на разговоры, хотелось работать «на месте»

Вы также были членом молодежного консультационного совета ООН-Хабитат. Что это за организация?

Это волонтерская работа, я совмещала ее с работой в фонде. Это такая выборная роль. Приезжает молодежь со всего мира, по два человека от региона. Основная цель ООН-Хабитат – решение проблем городов и населенных пунктов. Организация это делает и на институциональном уровне — представители государств-членов организации собираются и принимают резолюции, которые должны соблюдаться, — и «в полях» ведутся проекты помощи конкретным людям. 

Я даже не думала, что меня выберут в этот совет. Но поскольку это была командная работа, и нам все рассказывали и объясняли, это оказалось не так сложно и страшно. В очередной раз поняла, что любой может стать частью такого большого проекта и что можно изучить что угодно.

Сколько вы входили в совет?

Два года. 

Чем занимались?

Я побывала, например, в Кении, там находился главный офис ООН-Хабитат. Как раз тогда проходила одна из важных конференций Совета управляющих, увидела, как живут люди на другом конце света. 

В Африке я впервые увидела трущобы, общалась с местными жителями. В Бразилии побывала тоже благодаря участию в совете. Там проходил Всемирный форум городов, а перед ним мы проводили Молодежный форум. 

Какая часть этой волонтерской работы вам нравилась больше?

В ООН есть практические проекты, «на земле», в трущобах, к примеру. А есть дипломатическая работа. И мне всегда была ближе работа, связанная непосредственно с помощью людям. Было странно много времени тратить только на разговоры, хотелось идти работать «на месте». Меня ужаснуло то, что я увидела в этих трущобах, и хотелось хоть как-то помочь.

«Получить вещь, которая кому-то помогла, особенно приятно»

Вы создали проект BuySocial вместе с Алиной Зубаревой и Викторией Ивановой. Как вы с ними познакомились?

С Викой мы познакомились в AIESEC, с Алиной на первой работе. Мы дружили и во многом были схожи. 

Про социальное предпринимательство я знала еще с Китая. Я тогда попала на лекцию в Пекинском университете на эту тему, и меня это впечатлило. 

Я заметила, что в России тоже стали создавать проекты, связанные с социальным предпринимательством. Появились фонд «Наше будущее» и Impact Hub Moscow, которые проводили конференции, выставки и тому подобное, где можно было участвовать и обо всем подробно узнать. Так я узнала о нескольких проектах, которые что-то производят и при этом дают работу тем, кто иначе ее бы не нашел. Например, «Малый Турыш», «Авоська дарит надежду», Творческое объединение «Круг», «Артель блаженных» и др. 

Я рассказывала подругам о вдохновляющих меня проектах, которые с помощью бизнес-подхода решают социальные проблемы и чью продукцию хочется покупать. Во время одной из таких бесед Вика сказала, что покупала себе декоративные вещи от предпринимателей-дизайнеров на иностранном маркетплейсе. Ей понравилось поддерживать малый бизнес и было важно знать, что все произведено этично.

И мы решили, что было бы здорово с нашими производителями тоже сделать маркетплейс, где можно легко и удобно находить такие вещи с особенной историей и помогать кому-то этой покупкой. Алина к нам присоединилась. 

Мы начали целенаправленно искать социальных предпринимателей в соцсетях. Сделали небольшой прототип магазина, продумали маркетинг и логистику, предложили сотрудничество первым нашим производителям. Они, естественно, были рады, что появится еще один канал для их продвижения, и, наконец, мы открыли интернет-магазин. 

Когда вы начали работать с бизнесом?

Наталья Малашенко, директор по корпоративным отношениям компании UPМ, хотела купить благотворительные подарки для сотрудников на Новый год и обратилась к знакомому из Агентства социальной информации. Ее направили к нам. 

Я тогда еще не знала, способны ли наши предприниматели делать продукцию в таком большом объеме, как нужно компаниям, придерживаться стандартов качества, сроков. Но мы все равно встретились с компанией и решили попробовать. UPM стала одним из первых наших клиентов.

С той же идеей к нам обратился на тот момент генеральный директор компании «Сбербанк Страхование». Он сказал, что ему часто дарят что-то ненужное и одинаковое. А в подарках BuySocial он видит большой смысл. 

Мы поняли, что это классное и более рентабельное новое направление. Мы все-таки хотели делать реальный бизнес, чтобы он мог самостоятельно окупаться, зарабатывать деньги. 

Мы тут же начали делать наш первый каталог корпоративных подарков, собирать подарочные наборы. В итоге это стало нашим основным направлением работы.

На вашем сайте написано, что вы сотрудничаете с 58 социальными предприятиями.

Мы все время расширяем число партнеров, в нашем списке их уже около 80. Наиболее активно сотрудничаем с 60.

Как вы их находите?

Иногда к нам обращаются, иногда мы где-то пересекаемся, иногда встречаем такие проекты, которые хотим к себе пригласить. 

Вы сотрудничаете с кем-то разово? Например, социальный предприниматель с определенным количеством товара пришел к вам, продал и ушел?

Такой модели у нас нет. Мы работаем под заказ: показываем каталоги клиентам, клиенты выбирают то, что им нужно, и мы оформляем заказ.

У вас довольно обширный каталог: украшения, тарелки, мыло, свечи. Были ли у вас изначально пожелания, какую продукцию вы бы хотели «рекламировать» или просто искали предпринимателей, с которыми можно сотрудничать?

Скорее второе. Для меня важнее всего социальная миссия. Мы хотим давать возможность социальным предпринимателям реализовывать их продукцию в больших объемах, находить своего покупателя и благодаря этому развиваться, масштабироваться, помогать еще большему числу людей. Поэтому мы отталкивались от того, что есть у предпринимателей, и искали точки пересечения между их возможностями и запросами бизнеса.

Фото из личного архива Любови Ермолаевой

Мы понимаем, что нужно компаниям, и советуем нашим социальным предпринимателям, что еще можно произвести, что могло бы подойти нашим потенциальным и реальным клиентам.

У самих предпринимателей бывают великолепные идеи продуктов, хиты и бестселлеры, как, например, домик-фонарик от «Артели блаженных», трогательные керамические колокольчики-ангелы от творческого объединения «Круг», мед от проекта Гузели Санжаповой «Малый Турыш». 

BuySocial может быть не только про продукцию, но и про услуги. Мы сотрудничаем с такими сервисами, как театр «Взаимодействие», слепой массаж, музей в темноте «Сенсориум». Театр проводит корпоративные мероприятия, где, помимо раскрепощения участников и сплочения команд, до сотрудников доносят важный месседж про коммуникацию с людьми с разными особенностями, гуманистические и инклюзивные принципы. 

Что еще вы бы хотели реализовать в проекте в недалеком будущем?

Одна из наших трудностей – это сезонность. Мне бы хотелось, чтобы социальные предприятия действительно были бизнесом с отлаженным постоянным производственным процессом и достойно оплачиваемой работой всех мастеров. Это может произойти только тогда, когда есть регулярные заказы. 

Поэтому я хочу говорить не только о подарках, а закупках продукции социальных предприятий в целом. Мы стимулируем наших производителей расширять ассортимент, и теперь продукцию со смыслом уже можно приобрести в качестве мерча и регулярных закупок для офиса: это, например, ручки и блокноты из переработанных материалов, ежедневники, сшитые людьми с ментальными особенностями, мыло для туалетных комнат в офисе, снеки для офисных перекусов. Как раз в апреле мы выпустили каталог мерча для компаний, скоро будет и каталог офисных закупок и экопродукции. Я очень надеюсь, что они будут популярны. 

И кажется, мы еще недостаточно распространили среди потенциальных клиентов информацию о том, что такие подарки — это не просто поделки, сделанные людьми с инвалидностью, а качественные и стильные, с оригинальной идеей и хорошим дизайном подарки, которые точно стоят того, чтобы их приобретать. К тому же это подарки, точно вызывающие радость, теплые эмоции и уважение к компаниям, которые их дарят.

Фото из личного архива Любови Ермолаевой

От понимания того, что ты получаешь вещь, которая кому-то помогла, дала работу людям из уязвимых групп, особенно приятно и их получателям, и сотрудникам-дарителям. 

Важно, чтобы общество больше узнавало про осознанное потребление и социальное предпринимательство и чаще делало выбор в пользу такой продукции со смыслом. 

Мне бы хотелось продолжать развивать и масштабировать то, что мы делаем, чтобы экономика становилась более инклюзивной, гуманной и экологичной.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике