Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

Специалисты НКО Свердловской области проанализировали новые стандарты социальных услуг

По мнению экспертов, добросовестные поставщики продолжают работать в прежнем режиме, зато страдают создатели сомнительных схем.

Фото предоставлено Натальей Агафоновой

Сотрудники екатеринбургского Центра медицинских и социальных исследований изучили приказ Министерства социальной политики Свердловской области, публикованный 11 января 2023 года  «О внесении изменений в стандарты социальных услуг, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482». Информация о том, что готовится нормативный акт, который будет по-новому регулировать деятельность поставщиков соцуслуг, обсуждалась сотрудниками некоммерческих организаций в течение всего прошлого года.

По закону «Об основах социального обслуживания граждан» дети с инвалидностью имеют право на социальные услуги. Оказывать их могут как государственные, так и негосударственные поставщики.

Представители ряда некоммерческих организаций давали негативные прогнозы из-за изменения принципа оказания соцуслуг: формулировка «по мере необходимости» в новом приказе изменена на «определенное число услуг в год».

Центр медицинских и социальных исследований проанализировал опыт работы некоммерческих организаций региона и опубликовал исследование, где опровергается предположение о том, что изменения, внесенные в стандарт, самым неблагоприятным образом отразятся на семьях с детьми-инвалидами, а объем помощи сократится.

«С 2014 года чиновники из территориальных управлений социальной политики  переносили в индивидуальные программы предоставления социальных услуг формулировки «по мере необходимости» вместо конкретного объема услуг.

Таким образом они наштамповали море безразмерных индивидуальных программ,  согласно которым может быть оказан любой объем услуг.

Все было хорошо, пока на рынке социальных услуг присутствовали только государственные учреждения — они получают финансирование не за каждую оказанную услугу, а усредненно за обслуживание человека в месяц, им нет смысла завышать отчетные показатели. Другое дело – негосударственные поставщики. Пользуясь такой безразмерностью, они стали осваивать любые объемы бюджетных средств в рекордно короткие сроки, а сейчас, после изменения стандартов, такой возможности у них уже не будет», — рассказала АСИ Наталья Агафонова, директор Центра медицинских и социальных исследований.

В исследовании подробно описывается схема предоставления соцуслуг недобросовестными поставщиками.

Как это работало до принятия новых стандартов социальных услуг

Шаг 1: в отчетности завышался объем оказанных услуг

До введения изменений в индивидуальные программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) объем конкретных услуг для ребенка не ограничивался – использовалась формулировка «по мере необходимости», минимальная продолжительность социальных услуг стандартами также не была определена, потому в акты, подтверждающие оказание соцуслуг, ставились любые цифры.

Шаг 2: родители подписывали акты предоставления социальных услуг на завышенный объем

Исследователи выяснили, почему родители подписывали акты, не соответствовавшие действительности: для них услуги бесплатны, семья не несет финансовых затрат. Недобросовестные поставщики, по данным аналитиков, прибегали к психологическому давлению: объясняли, что без подписанных бумаг не будет вообще никакой помощи, а в случае жалоб в госорганы деньги за завышенные акты будут взысканы с самих родителей.

Шаг 3: недобросовестные поставщики представляли в министерство социальной политики завышенные акты для получения бюджетных средств

В исследовании приводится красноречивый пример: «Ребенок с расстройством аутистического спектра по акту, представленному поставщиком для оплаты из бюджета, получил за месяц 3799 единиц одной единственной услуги – «Проведение индивидуального занятия по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг». Иных услуг не оказывалось. То есть, для помощи ребенку поставщик провел для его родственников за месяц 3799 занятий.  Если услуга оказывалась ежедневно, включая выходные, то это 126 индивидуальных занятий в день. Сколько бюджетных средств получил поставщик из бюджета по этой бумажке — не озвучивалось, но это не сложно посчитать. Постановлением РЭК Свердловской области от 18 ноября 2015 года N 162-ПК на эту услугу утвержден тариф 38,81 руб. Итого 147 439,19 руб. По оценкам негосударственных поставщиков, себестоимость сопровождения ребенка РАС в месяц колеблется от 12 до 18 тыс. руб. При этом государственное учреждение получило бы за реабилитацию ребенка в месяц около 5 тыс. руб.».

Эксперты пришли к выводу, что поставщики, практиковавшие эту схему в 2022 году, исчерпали все финансовые резервы, заложенные в бюджете Свердловской области на возмещение социальных услуг. В сентябре начались задержки по выплатам всем НКО, которые являются негосударственными поставщиками. Ликвидировать задолженность удалось только в конце декабря 2022 года.

Стандарты социальных услуг: что изменилось

С января 2023 года в нормативе предоставления социальных услуг формулировки «по мере необходимости» заменены конкретными значениями периодичности предоставления социальных услуг, определена минимально допустимая продолжительность предоставления  социальных услуг. Как считают специалисты Центра медицинских и социальных исследований, это защитит получателей соцуслуг от недобросовестных поставщиков.

Кроме того, январский приказ Министерства социальной политики Свердловской области увеличивает объем помощи по некоторым направлениями. Например, курс реабилитации в стационарной форме социального обслуживания для несовершеннолетних в Свердловской области  увеличен с 15 до 30 рабочих дней;  расширен перечень объектов для доставки граждан службой «Социальное такси»; услуги, связанные с обеспечением ухода, дополнены новой позицией – «сиделка» (помощник по уходу), уточнен норматив их предоставления.

Эксперты считают, что необходимо продолжить работу над совершенствованием стандартов. Вместе с другими сотрудниками некоммерческого сектора они готовы к диалогу с Министерством социальной политики Свердловской области – накануне выхода приказа об изменении стандартов состоялось несколько круглых стол, где были выслушаны мнения представителей третьего сектора.  

С выводами о плюсах и минусах новых стандартов, к которым пришли сотрудники Центра медицинских и социальных исследований, согласны и руководители ведущих НКО Свердловской области, являющиеся поставщиками социальных услуг. С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике