Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

«Акселератор для НКО»: о чем это?

Какие бывают акселераторы, что именно они «ускоряют» и зачем НКО нужна прокачка.

Фото: Илья Урядников / Фотобанк Лори

Латинское «acceleratio», породившее слово «акселератор», описывает ускорение какого-либо процесса. В современном словаре одно из основных его значений связано с институтом поддержки стартапов, причем с определенного времени это понятие применимо не только к бизнесу, но и к сфере некоммерческих проектов.

Акселераторы для НКО – тема достаточно новая как для западного, так и для отечественного благотворительного сообщества.

Разбираемся, как устроены такие проекты и как они работают.

Ускорение для бизнеса

Бизнес-акселераторы занимаются прокачкой действующих проектов с работающей бизнес-моделью и подтвержденным опытом продаж. В отличие от инкубаторов, работающих со стартапами или даже прототипами проектов, акселераторы взаимодействуют с бизнесом, подтвердившим свою жизнеспособность и существующим не менее двух лет.

Акселераторы предоставляют своим резидентам административные, юридические и образовательные услуги, обеспечивают медиаподдержку. В их сервисы также входит нетворкинг, индивидуальные консультации в сфере ведения бизнеса, командообразования и разработки продукта, предоставление коворкингов, венчурное финансирование. В дальнейшем акселераторы и их менторы помогают взаимодействию проектов с инвесторами и бизнес-ангелами.

Акселераторы бывают частными, корпоративными (в этом случае фокус будет на доработке внутрикорпоративных идей), государственными. Последние могут специализироваться на социальных или образовательных проектах, помогать компаниям, работающим в определенной сфере (например в сельском хозяйстве) или целенаправленно поддерживать малый бизнес.

Фото: flickr.com / David Drexler

История вопроса

История существования бизнес-акселераторов официально отслеживается с 2005 года. Именно тогда появился первый в мире акселератор – Y Combinator, созданный в США группой частных инвесторов. Венчурный фонд, основанный Полом Грэмом на базе Boulder Technology Incubator, стал первой компанией, которая вместо долговременной опеки стартапов предложила им короткие обучающие программы и систему посевных инвестиций.

Это сработало, и теперь Y Combinator представляет собой один из мощнейших бизнес-акселераторов в мире: среди резидентов Y Combinator такие компании, как Reddit, Airbnb, Dropbox, Disqus. Не менее известны сегодня и такие акселераторы, как 500 Startups, Techstars, Plug and Play, Boost VC, Alchemist. Эти компании работают со стартапами разных тематик и на разных условиях, вплоть до того что где-то участие может быть бесплатным.

В 2013-м создатели того же Y Combinator решили не останавливаться на достигнутом и снова стали первопроходцами, на этот раз в сфере поддержки социальных некоммерческих проектов. Среди них Watsi – краудфандинговое лечение в развивающихся странах, Immunity Project (разработка вакцины от ВИЧ) и другие.

Отечественный опыт

В России венчурный рынок развивается по индивидуальной траектории. Он значительно меньше в размерах, преследует немного иные цели и имеет свои, довольно заметные, законодательные отличия. Тем не менее, в нашей стране успешно работают разноплановые акселераторы, в их числе совместный проект «Сбербанка» и 500 Startups, акселераторы фонда «Сколково», МГУ, GenerationS, Mendeleev, Fintech Lab.

Большая часть российских акселераторов предпочитает работу с проектами, связанными с диджитал и интернетом, био- и нанотехнологиями, развитием предпринимательства, решением социальных проблем.

О последних – немного подробнее. Несмотря на некоторую неочевидность запроса, НКО нуждаются в «прокачке» ничуть не меньше коммерческих проектов: чтобы оказывать эффективную помощь, одного желания изменить мир, как правило, недостаточно.

Для ведения успешной деятельности благотворительным организациям точно так же требуются знания в области юриспруденции, финансов, маркетинга. Пока же у российских НКО с избытком хватает проблем, связанных с недостаточной квалифицированностью персонала, отсутствием четкости в разработке стратегий (и часто – с отсутствием самих стратегий), слабыми навыками коммуникации с внешним миром (включая коммуникацию с властью).

Программы для НКО

Сегодня в российском некоммерческом секторе акселерационные программы немногочисленны, но постепенно ситуация начинает меняться.

Так, фонд «Друзья» реализует программу для лидеров НКО, направленную на прокачку управленческих навыков и стратегического мышления. Для каждого участника программы команда профессионалов составляет годовой план поддержки с фокусом на создание и внедрение стратегии развития конкретной некоммерческой организации, участники работают над планами развития и масштабирования своих проектов.

В формате акселератора работает и один из признанных лидеров сферы – образовательный проект «Теплица социальных технологий», деятельность которого направлена на построение эффективного взаимодействия между ИТ-специалистами и благотворительным сообществом.

Фото: «Теплица социальных технологий»

В 2018 году Росбанк совместно с Impact Hub Moscow открыл акселератор «Начни иначе» для организаций в сфере инклюзии. Программа помогает инклюзивным социальным предпринимателям и организациям выявить свои точки роста и увеличить вклад в решение проблем людей из уязвимых групп. В «Начни иначе» ежегодно участвуют многие НКО. Прием заявок на этот год открыт сейчас.

На одном языке

В ближайшее время на карте отечественной благотворительности появится еще один акселератор для некоммерческого сектора. На форуме «Эндаументы 2021. Больше чем деньги», прошедшем в конце апреля, Фонд целевого капитала «Истоки» объявил о создании собственного акселератора НКО в партнерстве с группой компаний Philin Philgood.

Задача нового проекта – оказание системной поддержки в области маркетинга и построения коммуникативных стратегий фондам и благотворительным организациям.

Владимир Марченко
директор фонда "Истоки"

Изначально эндаумент создавался именно для поддержки благотворительных программ, но сейчас мы планируем запустить институт системной поддержки российской филантропии. Кроме того, 2020 год помог нам осознать, что важнейшую роль в развитии НКО играют цифровые коммуникации. Мы искали ту нишу, где наша поддержка была бы особенно ценна, и в итоге пришли к идее и проекту акселератора для некоммерческих организаций. В качестве триггера развития мы выбрали коммуникации – они очень важны для развития любой НКО.

Принять участие в отборе может практически любой профильный проект. В коммуникационный пакет победителя войдут такие опции, как  брендинг (разработка фирменного стиля), помощь в создании сайта организации (ресурс, разработанный под потребности НКО с интеграцией с платежными сервисами, формами обратной связи, имейл-рассылкой), создание SMM-стратегии и SMM-сопровождение в течение одного квартала.

Анастасия Михеева
руководитель направления развития группы компаний Philin Philgood

Различные формы акселерации в НКО набирают обороты, и это объяснимо. Сегодня почти все классические грантовые программы построены по принципу «без права на ошибку». То есть, все средства — целевые и программные. А ведь часто, чтобы попробовать что-то действительно смелое и инновационное и за счет этого увеличить охваты, вовлеченность, информированность о проблеме, кроме программной деятельности нужны диджитал и PR-инструменты, на которые фандрайзить самостоятельно как раз очень сложно. Смысл акселерации как раз в том, чтобы социально ориентированные организации могли эффективно воздействовать на общество, добиваясь существенных и устойчивых изменений.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике