Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

Долги и кредиты — поможет ли хроническим должникам благотворительный фонд?

Люди, запутавшиеся в своей кредитной истории, часто обращаются за помощью в благотворительные фонды. Корреспондент АСИ выяснял, насколько эффективны такие обращения.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Жизнь в минус

Анастасия была маляром на стройке. Она решила купить самый современный моющий пылесос и с этой целью взяла потребительский кредит, но вскоре лишилась работы. Долг рос. Когда давление коллекторов стало невыносимым, Настя продала комнату в коммуналке и вместе мамой-пенсионеркой и двумя детьми переехала за город, в частный дом. Через год ее нашли коллекторы. Дом пришлось продать. Этого хватило, чтобы оплатить долги. Сейчас Анастасия с мамой и детьми живет без регистрации у дальних родственников в деревне.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Москвичка Ирина решила перевезти из Тюмени свою маму, но денег от продажи маминой квартиры не хватало на покупку жилья в Подмосковье. Ирина с мужем решили взять потребительский кредит, а на его выплату отдавать одну из двух зарплат. Но муж Ирины внезапно умер. На реструктуризацию долга банк пока не идет.

«Сейчас мне приходится отдавать больше 2/3 зарплаты, — рассказывает Ирина. — Выживать на то, что остается, невозможно. В результате у меня на кредитной карте уже минус в 150 тысяч рублей. Конечно, мой кредит застрахован. Но в страховке описаны ситуации, которые могут случиться со мной, а не с мужем. Сейчас я понимаю, что если кредит берется на семью, то его нужно делить на двоих, чтобы минимизировать риски. Но как именно разрешить свою ситуацию, пока не знаю».

Кредиты – следствие бедности или ее причина?

«Очень часто кредиты — это следствие бедности. Но они также и причина, по которой из бедности невозможно выбраться», – считает Владимир Берхин, руководитель фонда «Предание».

Владимир Берхин, Фото: Вадим Кантор /АСИ

«Люди, которые не могут справиться с долгами и кредитами, пишут нам регулярно. Пишут разорившиеся бизнесмены, рассказывают, что набрали кредитов, запустили бизнес, но случилась некая беда. Денег нет, надо платить. Они просят денег в долг. Вторая категория: «Нас выселяют, сделайте что-нибудь». Иногда бывают просто вопли в духе «спасите немедленно – погибаю». «Набрал микрокредитов, должен 400 тысяч, помогите чем-нибудь, а то мне конец», — так один и написал. Пишут еще матери и семьи с детьми. Но чаще — одинокие матери. Сначала они взяли кредит, чтобы заплатить за услуги ЖКХ, затем взяли кредит, чтобы выплатить кредит, потом взяли еще кредит, чтобы выплатить проценты, и все становилось хуже и хуже. К сожалению, мы ничем не можем им помочь», — рассказывает Владимир Берхин.

Фонд «Предание» не оказывает помощь деньгами, поэтому и не запрашивает у благополучателей кредитную историю.

«Мы не переводим деньги на личные карты,  потому что такую помощь невозможно контролировать. Если наш фонд хоть раз выплатит чей-нибудь кредит, то с этого дня мы только кредитами и будем заниматься. Но у нас — другая функция».

Благотворительных организаций, которые бы собирали деньги на возврат кредита, Берхин не только не знает, но и не представляет себе. «Теоретически такую организацию могли бы открыть банки. Но непонятно, как может быть устроен фандрайзинг в такой организации. Ведь фактически это будет благотворительный фонд для того, чтобы банк стал богаче», — считает Владимир Берхин.

Обращайтесь за помощью сразу

Хронические должники – «головная боль» благотворительных фондов. В России нет организации, которая занималась бы проблемами этих людей. Иногда, по возможности, фонды оказывают небольшую помощь, но только тем, кто входит в их целевую аудиторию – пенсионерам, многодетным, одиноким мамам, родственникам тяжелобольных людей.

«Финансовая яма начинается с небольших затруднений с платежами. Именно в этот момент нужно просить помощи. Если у вас многодетная семья, или вы воспитываете ребенка в одиночку и с трудом сводите концы с концами, или если вы относительно благополучны, но у вас в семье есть больной человек, которому нужно дорогое лечение или реабилитация, нужно обращаться как можно раньше. Идите в органы соцзащиты или в профильный благотворительный фонд. Брать кредит на лечение или для того, чтобы вырулить бюджет, – очень плохая идея», – считает Виктория Стронина, руководитель группы работы с просителями Православной службы помощи «Милосердие».

Виктория Стронина. Фото: https://miloserdie.help

Но бывает, что люди берут кредит именно на дорогостоящее лечение и обращаются в фонд, когда понимают, что не могут платить, и долг копится, продолжает Стронина. Но, к сожалению, практика показывает, что собрать средства «задним числом» невозможно.

«Когда ситуация острая, и срочно надо помочь, люди откликаются, а просьба «Помогите выплатить долги» повисает в воздухе. На это не жертвуют. Поэтому фонды не берутся за такие случаи».

Виктория Стронина предупреждает — обращаться за помощью нужно сразу, как только возникла проблема, например, требуется дорогостоящее лечение или лечение за рубежом. Но при обращении в фонд придется согласиться с той схемой лечения, которую там предложат. «Как правило, фонды не собирают средства на зарубежное лечение тех заболеваний, которые успешно лечат в России. Если у вас свой план лечения, то оплачивать его тоже придется самому», — уточняет сотрудник «Милосердия».

Здесь также есть свои подводные камни. «К сожалению, человек, собирающийся на зарубежное лечение, не всегда способен его спланировать. Люди не учитывают дополнительные расходы на билеты, питание, съем жилья и то, что схема лечения, а соответственно его стоимость, могут измениться. Кроме того, если операцию делали в зарубежной клинике, то придется ездить туда на обследования», — добавляет Виктория Стронина.

По словам Виктории Строниной, обращения людей, у которых есть долги и кредиты, составляют, примерно 10% от всего потока. «Часто к нам обращаются люди, которые взяли кредит от безденежья и безвыходности, а потом взяли следующие. Как правило, это социально сложная ситуация – человек не может найти работу или не может удержаться на работе. При этом хочет жить по уровню выше, чем может себе позволить. К сожалению, к нам обращаются, когда ситуация уже хронически трудная или патологическая», — продолжает Стронина.

При этом она уточняет, что фонд не выплачивает за человека его долги, но готов помочь в другом.

«Когда люди способны к рациональному планированию, они обращаются к нам за временной помощью. Если ты берешь в долг, ты потом должен перестроить свои расходы, сократить их и за счет этого отдать долги».

Так, к примеру, была ситуация, когда в фонд обратилась в прошлом благополучная и обеспеченная семья, которая взяла валютную ипотеку, но позже у них родился ребенок с тяжелым заболеванием. Ситуация изменилась: теперь много денег уходило на реабилитацию ребенка, маме пришлось уйти с работы, чтобы с ним сидеть. Семье нужно было пересмотреть свои расходы, реструктурировать кредит, и фонд им помогал на первых порах. «Мы давали им продукты. В течение полугода с помощью благотворителей оплачивали их коммунальные платежи, позволяя им сэкономить семейный бюджет и справиться с выплатами»,  — уточняет сотрудник «Милосердия».

Накопившаяся задолженность по коммунальным платежам – тоже очень распространенная проблема. «К сожалению, люди обычно обращаются к нам тогда, когда долг достиг сотен тысяч и им уже отключают воду или газ. Но если семья приходит сразу, когда задолженность только за пару месяцев, то этот вопрос решить проще. Мы просим человека реструктуризировать долг и договариваемся, что он платит и присылает нам квитанцию. То есть, чтобы получить нашу помощь, он должен сам оплатить счет. Мне кажется, что это терапевтически полезно», — суммирует Вероника Стронина.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике