Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
22.04.2024
18+
Новости

Изоляция и собаки: чего больше всего боятся жители России

Коммуникационное агентство КРОС представило результаты первого «Национального индекса тревожностей» — ежеквартального исследования фобий россиян.

Фото: pixabay.com

На основе анализа новостных публикаций в СМИ и постов пользователей в социальных сетях авторы исследования составили картину российских страхов.

«Изучение фобий и тревог нужно для того, чтобы увидеть, чем реально день за днем живут люди, в своем ближнем круге, в быту. Для жителей Москвы или Краснодара часть тревог покажутся странными, однако страна гораздо больше нескольких мегаполисов, и ее внутренняя новостная повестка заметно отличается от информационного меню центров принятия решения», — говорит директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян.

Как рождается страх

Информационная картина в обществе, по мнению авторов, формируется двумя параллельными путями: с помощью официальных общедоступных национальных СМИ и в интернете в широком смысле этого слова, где каждый человек формирует собственную картину новостей и персонализирует общегражданские проблемы.

При выявлении того или иного страха нужно проверять степень участия СМИ в его формировании. Если же страх формируется независимо от новостной повестки изданий, важно определить его природу. Часто страхи существуют в сознании человека просто на базе поколенческой матрицы (страхи, сформированные воспитанием, но не имеющие явных оснований в настоящее время, например страх ядерной войны или голода) или стереотипов, поддерживаемых в обществе.

Как проводили исследование

Авторы исследования во время работы учитывали три переменные: присутствие страха в СМИ, его распространение в социальных сетях и продолжительность его обсуждения. За единицу измерения приняли «медиаюнг» (по имени Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра и педагога, основоположника аналитической психологии).

«Мы выявляли, какие сюжеты поддержали СМИ, какие темы доминировали в информационном пространстве. После провели исследование по распространению темы в социальных сетях, изучили комментарии. Если СМИ перестали писать новости на конкретную тему, но пользователи обсуждают ее больше 24 часов, значит, тема зажила своей жизнью», — говорит Кирьян.

Чего боятся россияне

На основании данных выявили суммарный индекс фобий. Он показал, что в первом квартале 2019 года главными страхами россиян стали взрывы газа в домах, резкий рост цен и гонка вооружений.

Причиной первого страха стал взрыв бытового газа в жилом доме в Магнитогорске. Впоследствии вышло много информационных материалов в СМИ, что привело к актуализации страха и вывело его на первое место по упоминаемости в медиа и соцсетях. Люди стали проецировать случай на себя, опасаясь, что аналогичный взрыв может произойти в их доме.

Второй по суммарному индексу — страх резкого роста цен на товары и услуги. Люди боятся нового скачка цен. На данный момент, по словам авторов, это самый актуальный и массовый страх: социальный индекс боязни роста цен в абсолютном выражении самый высокий – 58,5 баллов.

К третьему страху — гонки вооружений — относятся все опасения, связанные с напряженностью в отношениях США: наращивание военного потенциала, инциденты в воздушном пространстве, военные учения.

«Однако тут мы впервые видим ситуацию, когда для СМИ тема важна, но люди в соцмедиа ее практически не обсуждают. Аналогичный псевдострах – война с Украиной. Ситуация в соседнем государстве и риск военного противостояния с ним постоянно в повестке ток-шоу на телеканалах, но для граждан эта тема не интересна за пределами телеэфиров», — говорит Кирьян.

Самые живучие страхи

Приживаемость страха – важный фактор, который учитывает индекс тревожностей. Этот параметр демонстрирует, как информационная повестка страха в массмедиа соотносится с ее обсуждением пользователями в социальных сетях и блогах. Когда приживаемость страха представляет собой очень малую величину, можно предположить, что речь идет о псевдострахе, то есть СМИ об этой теме говорят, но люди этого не обсуждают.

Самым «приживаемым» страхом стала боязнь пострадать от беспризорных собак. Это единственный страх, где медиаиндекс ниже, чем уровень социального обсуждения. Получается, что по каким-либо причинам СМИ пишут на эту тему недостаточно.

«Сразу в нескольких крупных регионах: Санкт-Петербург, Красноярский край, Самарская, Московская области – эта тема обсуждалась в соцсетях очень активно. Возможно, это сезонное обострение фобии, связанное с пиком агрессивности бродячих собак в зимнее время из-за труднодоступности пищи и неблагоприятных погодных условий», — предполагают авторы индекса.

Следующий по приживаемости – страх изоляции российского интернета. Он имеет под собой основания: вчера документ прошел в Госдуме третье, окончательное чтение. В ноябре в России должен начать работу Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования, который помимо прочего сможет ограничивать передачу данных между пользователями за рубеж.

Третий по приживаемости – страх вреда здоровью от плохой экологии. Чаще всего экологические проблемы обсуждали пользователи соцсетей в Кемеровской, Иркутской, Челябинской областях и Приморском крае. Вероятно, это связано с тем, что местные проблемы не получают широкого освещения в федеральных СМИ. В соцсетях люди обсуждают отдельные случаи загрязнений и выбросов за пределами регионов происшествий.

«Триггером этого страха стала экологическая катастрофа в Сибае в Башкирии, где в результате возгорания неэксплуатируемого карьера по добыче медной руды город накрыл вредный смог. СМИ не всегда широко освещают локальные экологические проблемы, но, как видно, люди в регионах сильно боятся за свое здоровье ввиду плохой экологии и активно пишут об этом в соцсетях», — отмечают авторы.

Изучить полные результаты «Национального индекса тревожностей» можно на сайте исследования.

Компания КРОС, основанная в 1995 году, входит в сотню крупнейших коммуникационных агентств мира по версии ведущего отраслевого издания The Holmes Report. КРОС реализует коммуникационные кампании и помогает сформировать вокруг деловых и общественных проектов своих клиентов среду, которая позволит достигнуть лучших результатов. Имея большой опыт в проведении исследований в интересах клиентов, КРОС выпустила публичный экспертный продукт «Национальный индекс тревожностей».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике