Фото: Георгий Иванушкин
25.11.2019

Бывший директор департамента Минэкономразвития России Артём Шадрин получил новую должность в Высшей школе экономики. В Вышке он будет отвечать за инновации и развитие сотрудничества с НКО. Шадрин рассказал АСИ о работе в министерстве, планах на будущее и о профессионализации третьего сектора.


Как оцениваете свою работу в министерстве по направлению развития некоммерческого сектора?

За 15 с лишним лет работы в министерстве удалось сделать достаточно много. Разработан федеральный закон 275-ФЗ 2006 года, который ввел понятие «целевой капитал», закон 40-ФЗ 2010 года — в нем было определено понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» и установлены механизмы поддержки СО НКО. 

Важной вехой стал запуск конкурса по предоставлению межбюджетных субсидий на поддержку СО НКО в 2011-2015 годах. Всего за пять лет число регионов, реализующих программы содействия некоммерческим организациям, увеличилось с  семи до 74. 

В 2016 году утверждена дорожная карта по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. В результате уже к 2018 году объем средств, которые выделяли СО НКО на эти цели из региональных бюджетов, вырос более чем на 74%, с 18,1 до 31,5 млрд рублей. В том числе в сфере социального обслуживания – в 3,8 раза, с 3,0 до 11,3 млрд рублей.

Этот результат не случаен. По каждому направлению поддержки СО НКО были разработаны детальные методические материалы и модельные нормативные акты. Регионы получали прямую образовательную и консультационную поддержку.

Старший директор по инновационной политике ВШЭ Артем Шадрин. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Разработан рейтинг, оценивающий реализацию механизмов поддержки СО НКО и организаций социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. Используя этот механизм, каждый субъект Федерации может сравнивать себя с другими регионами и при необходимости дополнительно уточнять приоритеты деятельности. 

Безусловно, остается еще много нерешенных проблем. Для многих регионов это низкий уровень тарифов на услуги социального обслуживания. Но движение вперед уже заметно. 

Практически в полном объеме реализованы положения Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества, утвержденной Правительством еще в 2009 году. Появились социальные налоговые вычеты по пожертвованиям СО НКО физическими лицами, льготы по расходам на социальную рекламу, исключена из обложения НДФЛ компенсация затрат, связанных с добровольческой деятельностью. 

Из того, что удалось сделать в последние два года, выделю разработку федерального закона № 15-ФЗ о развитии добровольчества и постановления Правительства РФ № 1425 о порядке взаимодействия добровольческих организаций с органами власти, государственными и муниципальными учреждениями. А также — утвержденную правительством Концепцию развития добровольчества (волонтерства) на период до 2025 года и план действий по ее реализации.

Только что опубликована Концепция содействия развитию благотворительности до 2025 года, утвержденная распоряжением правительства № 2705-р. Она должна обеспечить существенное продвижение в этой сфере. И в самое ближайшее время будет утвержден план действий по реализации концепции.

Сейчас, будучи советником министра «на общественных началах», я продолжаю помогать своим коллегам в Минэкономразвития. Если возникает потребность в каком-то совете или поддержке, я всегда на связи.

Я по-прежнему участвую в работе Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества, Межведомственной комиссии по развитию добровольчества и ряда других структур. Участвую в подготовке традиционной конференции Минэкономразвития по межсекторному взаимодействию в социальной сфере, которая в этом году пройдет 6 декабря в Общественной палате РФ.

Уверен, что наше министерство и дальше продолжит успешно выступать в качестве основного «драйвера» поддержки некоммерческих организаций со стороны правительства.

Что теперь будет с проектом федерального закона, который распространяет на НКО преференции и льготы, которые уже существуют в отношении малого и среднего бизнеса? Кто им будет заниматься?

Законопроект подготовлен, согласован со всеми министерствами-соисполнителями (с минимальными разногласиями с Минфином). 22 ноября он был официально внесен в правительство. В нем полностью отражены все положения поручений президента по результатам заседания Госсовета, состоявшегося в декабре 2018 года.

Доработан с учетом замечаний ГПУ проект поправок в Трудовой кодекс, который дает СО НКО возможность заключать срочные трудовые соглашения на таких же условиях, как для малых предприятий. Уточнен с учетом замечаний Совета по кодификации гражданского законодательства законопроект по совершенствованию регулирования целевого капитала. Проект в частности позволяет осуществлять благотворительные пожертвования в эндаумент.

Как вы оцениваете профессиональный уровень НКО — несколько лет назад и сейчас? Что изменилось?

Профессиональный уровень, безусловно, вырос. Все более продуктивной становится самоорганизация НКО, улучшается взаимодействие с бизнесом, органами власти, государственными и муниципальными учреждениями, СМИ. Важную роль играет Фонд президентских грантов: отраслевые министерства и управления в регионах активнее вовлекаются во взаимодействие с НКО, расширяется сеть ресурсных центров поддержки некоммерческих организаций и добровольчества.

В перспективе усилится роль центров инноваций в социальной сфере (ЦИСС). Они будут заниматься в том числе и поддержкой СО НКО в случае, если на эти цели будет выделено отдельное финансирование, например из бюджета региона. Кстати, планируется, что в ближайшие годы ЦИССы будут созданы практически в каждом субъекте Федерации — в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства.

На Форуме социальных инноваций регионов в июне 2019 года вы говорили о том, как важно сегодня обеспечить трансфер передовых технологий – управленческих и технических – в государственный сектор. Удалось сделать это в департаменте?

Думаю, что мы достаточно успешно двигаемся в этом направлении. Отмечу крайне результативное участие фонда «Старость в радость» в реализации национального проекта «Демография» по развитию системы долговременного ухода. И программу развития системы паллиативной помощи, которая также в значительной степени базируется на практиках, апробированных СО НКО.

В поручении правительства о разработке плана по обеспечению доступа СО НКО к оказанию услуг в социальной сфере на 2021-2024 годы в числе приоритетных направлений также отмечены профилактика социального сиротства, ранняя помощь, дополнительное образование детей и образование детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что наряду с абилитацией инвалидов, поддержкой семей в трудной жизненной ситуации — это те направления, где опыт и возможности НКО будут максимально востребованы.

Отмечу, кстати, потенциально очень значимую роль в расширении масштабов позитивного взаимодействия НКО с бюджетными учреждениями, которую могут сыграть создаваемые отраслевые центры по развитию добровольчества. В частности, ресурсный центр по добровольчеству в здравоохранении, сформированный Минздравом России на базе медицинского университета имени Н.И. Пирогова, а также соответствующий «отраслевой» ресурсный центр, созданный Минкультуры на базе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Есть планы по созданию и других отраслевых ресурсных центров.

Какие у вас профессиональные планы на будущее?

Как и ранее в министерстве, в Высшей школе экономики я планирую сочетать направление развития некоммерческого сектора, благотворительности и добровольчества и блок технологических инноваций.

Конечно, я рассчитываю максимально расширить партнерство Высшей школы экономики с ведущими СО НКО и благотворительными организациями, с социально ответственным бизнесом. Речь идет о совместных проектах в сфере экономики и управления, социологии, психологии, права, ИТ, коммуникаций, медиа, дизайна. В этих проектах смогут участвовать не только сотрудники и преподаватели Вышки, но и студенты.

Не все знают, но в Вышке все студенты, и в бакалавриате, и в магистратуре, обязаны часть учебного времени посвящать проектной работе. Проекты осуществляются под руководством преподавателей или научных сотрудников университета, а инициировать их (проекты) могут и сторонние организации. В том числе — НКО, социальные предприниматели, компании, реализующие программы устойчивого развития.  Есть готовые форматы организации проектной работы – «ярмарка проектов», проектно-учебные группы и лаборатории. Вся подробная информация, включая шаблоны проектного предложения, доступна в интернете. Можно писать на мой адрес, он есть на сайте Вышки, и, если нужно, мы с коллегами обеспечим дополнительное организационное сопровождение совместных проектных инициатив.

У такого сотрудничества большой потенциал. По масштабам деятельности НИУ ВШЭ вышел на второе место в стране. Здесь учатся порядка 45 тыс. студентов, работают 7 тыс.  преподавателей и научных сотрудников. Филиалы Вышки есть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми. Я сам окончил аспирантуру Вышки в 2000 году и работал там научным сотрудником вплоть до перехода в министерство. Сегодня ВШЭ для меня не только крупнейший научный и образовательный центр, но один из с самых значимых нефинансовых институтов развития. Думаю, он способен стать местом базирования объектов ресурсной поддержки СО НКО, социального предпринимательства и добровольчества, инновационной инфраструктуры.

Такие примеры уже есть. На базе Казанского федерального университета по соглашению с Министерством экономики Республики Татарстан работает региональный центр инноваций в социальной сфере. Он софинансируется в рамках федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В результате студенты младших курсов работают волонтерами в СО НКО и на социальных предприятиях, старших курсов – получают менторскую поддержку при создании собственных некоммерческих организаций или запуске стартапов в сфере социального предпринимательства. Уверен, что в НИУ ВШЭ подходящие условия для реализации таких механизмов.

Еще одно перспективное направление – совместные инициативы, организационное и консультационное сопровождение, образовательная поддержка системных проектов в социальной сфере, реализуемых федеральными ведомствами, регионами, крупнейшими СО НКО. Здесь мы будем расширять наше взаимодействие с Фондом президентских грантов, Агентством стратегических инициатив, Фондом поддержки социальных проектов, Общественной палатой РФ, Форумом Доноров, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, частными и корпоративными благотворительными фондами. И конечно – с Агентством социальной информации!

Сейчас студенты, преподаватели, научные сотрудники Вышки находятся на переднем крае самых востребованных направлений развития когнитивных, цифровых и управленческих технологий. Уверен, что сочетание таких компетенций с драйвом и мотивацией некоммерческих организаций и социальных предпринимателей способно обеспечить качественный рост многих проектов, осуществляемых в третьем секторе. Проектов, формирующих на практике образ будущего, в котором «хотелось бы жить».

Тиражирование механизмов партнерства ведущих университетов с организациями социальной сферы придаст дополнительной импульс модернизации системы социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры.

Мне было очень приятно вернуться в Вышку, где у меня много друзей. Вместе с коллегами я буду стремиться к тому, чтобы наш университет, используя новые форматы взаимодействия, стал еще более открытым для совместной партнерской работы.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем