Фото:: vk.com/earthdao

Постепенно социальное кино переходит из категории тяжелого и «не для всех» в ряды тех фильмов, которые обо всех и для каждого. Одним из таких фильмов, который можно посоветовать посмотреть другу, не опасаясь, что не поймет, стал «Каждый 88» — короткометражная художественная картина молодого режиссера Дарьи Лебедевой о людях с аутизмом.

Фильм был создан в 2015 году, уже весной 2016-го представлял Россию на 38-м Московском международном кинофестивале, а в ноябре стал обладателем приза зрительских симпатий Международного кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Агентство социальной информации побеседовало с режиссером и попыталось узнать, в чем же секрет успеха фильма.

Не каждый режиссер возьмется за создание картины о герое с инвалидностью. Почему вы решили снять фильм о человеке с аутизмом?

Мне кажется, что все режиссеры, драматурги постоянно находятся в поисках идей. Это абсолютно нормальное для нас состояние: мы пытаемся следить за реальностью, которая нас окружает, и за людьми, которые появляются вокруг нас, слышать и слушать их истории. Если некоторые люди абстрагируются от того, что им рассказывают другие, то мы, наоборот, превращаемся в одно большое ухо, для того чтобы нащупать то, чего раньше не было на экранах, и через эту тему отразить мир.

Когда я узнала, что есть люди, которые живут с расстройствами аутистического спектра, меня поразило, что внешне они кажутся недееспособными, не приспособленными к жизни в социуме, а в головах у них тем временем происходит какой-то невероятный космос. Я подумала, что эта тема очень интересная и мне близка, ведь творческих людей тоже не всегда понимают и принимают — у нас внутри тоже вселенная, которую сложно объяснить. Я поняла, что это наше сходство, и герой, который будет аутистом, мне очень интересен.

Фильм «Каждый 88» завоевывает симпатии зрителей в том числе за счет интересного сюжета и диалогов, которые вызывают смех и улыбку. Сценарий вы писали сами?

Я очень долго не могла подступиться к этой теме, но в конце концов объявила конкурс на сценарий. Мне прислали примерно 50 идей, но ни одна из них мне не понравилась. Честно говоря, это было что-то странное и совершенно несуразное, в том числе и истории о том, как аутист вылечивался в конце фильма. То есть люди даже поленились нормально почитать об аутизме. Мне кажется, что с таким отношением нужно уходить из профессии.

В итоге начала думать сама, но все-таки режиссер и сценарист — это две разные профессии. Я режиссер, которому иногда приходится быть сценаристом. Я придумала идею фильма: мой герой еще не человек с аутизмом, а душа, которой достанется такая участь. Такого я еще нигде не встречала.

Актер Сергей Бадюк с маленькими актерами на съемках "Каждый 88"
Актер Сергей Бадюк с маленькими актерами на съемках «Каждый 88»

Для завершения идеи я нашла сценариста, который прописал диалоги. Я его очень люблю и ценю как профессионала. Андрей Петров — КВНщик и относится, как и я, к жизни с юмором, что очень важно, ведь любую тему можно воспринимать без трагедии.

Вы говорили, что каждый фильм – это автопортрет режиссера. Что в этом фильме — вы?

Всё я. Например, то, как я вижу советского солдата. Это же абсолютное клише, но я так вижу советских людей в силу своего возраста. Или, например, бабка-судьба – это же кассирша, которую я вижу каждый день с ее «следующий, чего стоим».

Дарья Лебедева

В этом вся я, поэтому в конце герой у меня успешен. Мне не нравится, когда история закачивается не ярко, а как-то средненько. У меня яркая жизнь, я люблю ярких людей, и герой у меня тоже яркий человек.

Сначала главный герой  – это душа, а потом уже живой человек. У этого героя, который уже переродился и живет с аутизмом, есть прототип?

Это собирательный образ: в конце фильма в титрах указаны знаменитые люди с аутизмом , которые также достигли успеха, как и мой герой. Работая над фильмом, я хотела показать персонажа, который стал человеком с уникальными способностями благодаря своим особенностям. Меня вдохновляют такие люди, ведь они борются со своей физиологией, усердно работают и достигают порой гораздо большего успеха, чем люди, которые не имеют проблем со здоровьем.

Финал с триумфом героя тоже сделан специально, чтобы люди, которые никогда не слышали, что такое аутизм, не воспринимали это как несчастье, а, возможно, потом задумались, сталкиваясь с аутистами: «А что там внутри?».

Тогда почему, если все весьма не плохо, билет на новую жизнь у героя все-таки черный?

Мне просто нужно было его сделать каким-то особенным. Если бы он был, например, синим, он бы не напугал главного героя. Синий – это вроде «ну и ладно», а черный цвет ассоциируется с чем-то плохим. Билет Глеба черный, потому что его ждет нелегкая судьба: ему, бывшему бравому солдату, предстоит родиться с инвалидностью.

Трудно было найти человека на роль героя с аутизмом?

Не поверите, но очень легко. Дима Ендальцев, сыгравший главного героя Глеба, был просто счастлив, когда я ему предложила сыграть аутиста. Сказал, что наконец сыграет что-то интересное.

Дарья Лебедева и Дмитрий Ендальцев на съемках фильма "Каждый 88"
Дарья Лебедева и Дмитрий Ендальцев на съемках фильма «Каждый 88»

С мальчиком, сыгравшим героя в детстве, тоже не возникло никаких проблем. Леша Андрианов – обычный мальчик, без аутизма, ощутил, что такое — быть особенным. Мне кажется, что он много вынес для себя после съемок.

Вас саму изменила работа над «Каждый 88»?

С каждым фильмом немного меняешься. Пока пишешь сценарий, пишешь раскадровки, пока снимаешь и монтируешь, находишься в этой теме. Я жила темой аутизма восемь месяцев и до сих пор это все продолжаю на показах фильма. Как после такого погружения можно быть прежней? Все кардинально поменялось. Я никогда, как мне кажется, не была плохим человеком, но теперь мои моральные ценности еще сильнее укрепились.

Какой судьбы вы хотели бы для своей картины?

Я надеюсь, что фильм посмотрит случайно и неслучайно очень много людей. Мне нравится, реагируют на показы картины школьники — нас сейчас много приглашают в школы. Вначале дети приходят с грустным видом, потому что заставили прийти, потом они с настороженностью смотрят на девушку режиссера, которая вроде не очень уж далеко ушла от них по возрасту, а после просмотра они начинают задавать очень умные вопросы.

У ребят нет ощущения, что им показали фильм про ущербного человека. Они понимают, что он какой-то другой, но не делают поспешных выводов. Когда я спрашиваю, готовы ли они учиться в классе с похожим человеком, они задумываются. По-моему, это очень здорово.

То есть им не все становится понятно о людях с аутизмом после просмотра фильма?

Да, но в этом и была задумка. «Каждый 88» — это полностью художественный фильм, с помощью которого я хотела начать волну распространения информации об аутизме. Каждый раз, когда дети или взрослые после просмотра заходят в интернет и начинают искать, что такое аутизм и как людям с аутизмом можно помочь, цель достигнута.

Я снимала этот фильм совместно с благотворительным фондом «Повышенная потребность». Его создали друзья моей семьи, которые растят дочку с аутизмом. Фонд помогает детям с аутизмом и их родителям, организуют занятия с педагогами и воспитателями – в общем, делают большое дело. И если кто-то, «загуглив» информацию об аутизме после фильма, прочтет о фонде и решит помогать этим людям, будет замечательно.

А насколько глубоко вы сами погрузились в изучение расстройств аутистического спектра?

Настолько, насколько может окунуться человек, который наблюдает за человеком с аутизмом со стороны. Ведь если у тебя нет такого человека в семье, ты все равно не сможешь понять всю суть до конца.

У меня, например, есть друзья – клуб молодых людей с инвалидностью «Грани», они ставят спектакли, в которых играют в том числе ребята с аутизмом. Они очень классные.

Многие отмечают, что люди с инвалидностью сильно изменились за последние несколько лет. А изменилось ли документальное кино о них?

Мне кажется, что раньше у людей с инвалидностью было мало надежды на хорошую жизнь, поэтому и фильмы тоже были такими: тяжелыми и со слезой. А сейчас, посмотрите, что творится (интервью было взято на фестивале «Кино без барьеров». — Прим. ред.): в людях, которые представляют свои фильмы или пришли на них посмотреть, столько энергии, что им позавидуют ребята без физических или ментальных особенностей. И фильмы вместе с ними стали светлей.

Дарья Лебедева на VIII Международном кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров»
Дарья Лебедева на VIII Международном кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров»

Я сама не сильно люблю документальное кино: там показана тяжелая жизнь, а сколько можно смотреть на чужую сложную жизнь? Обычно на двадцатой минуте ты уже засыпаешь или думаешь о чем-то своем, а сейчас все по-другому. Режиссеры стараются сделать очень много хорошего рабочего материала, а потом показать самый сок, как говорится, самое интересное, в том числе и из жизни людей с инвалидностью.

Прежние документальные фильмы нельзя было показывать школьникам, потому что они бы погрузились в депрессию или абстрагировались, а теперь это нужно делать, чтобы мотивировать детей.

После выхода «Каждый 88» прошел флешмоб, в рамках которого звезды и другие пользователи соцсетей рассказывали, почему этот фильм должен посмотреть каждый. Ваше мнение, почему? К чему фильм мотивирует детей и взрослых?

Фильм «Каждый 88» должен посмотреть каждый, потому что каждый должен найти для себя ответ на вопрос: решился бы он жить с таким билетом, не струсил бы?

Этот фильм еще и о том, что есть такие люди, которые хорошо понимают людей с особенностями развития и встают на их сторону, как, например, главный герой Глеб, заступившийся за инвалида, еще будучи душой.

Я тоже, когда вижу какую-то несправедливость, не могу остаться в стороне — подхожу и исправляю ее. Если в метро я вижу, что какая-то бабушка стоит с сумками, а парень напротив не встает, я запросто могу подойти и сказать: «молодой человек, уступите место».

Пока я сама неравнодушна — начинать ведь все равно нужно с себя — пока есть другие люди, которым тоже не все равно, все будет хорошо. Мне кажется, это так.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

«Звезды» присоединились к акции в поддержку фильма об аутизме «Каждый 88»

Киностудия «Наследники», создавшая совместно с благотворительным фондом короткометражный фильм «Каждый 88», запустила в социальных сетях акцию «Этот фильм должен посмотреть каждый» для распространения информации об…

Фильм о людях с аутизмом представит Россию на Московском международном кинофестивале

Короткометражный фильм о людях с расстройствами аутистического спектра «Каждый 88», созданный совместно с благотворительным фондом «Повышенная потребность» и ивановской киностудией «Наследники», вошел в конкурсную программу…

В Москве объявили победителей VIII Международного кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров»

В 2016 году фестиваль, который проводит Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива», охватил четыре площадки. 72 картины из 20 стран увидели более 5 тыс.…

В Москве открылся Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров»

В 2016 году Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который устраивает Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива», проходит уже в…