20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Только в Москве детям помогают около полутора тысяч НКО. АСИ рассказывает о пяти из них.

Фото: Игорь Низов / Фотобанк Лори

В 2021 году Всемирный день ребенка отмечается в 65-й раз. Дата учреждена Генеральной ассамблеей ООН. В этот день в 1959 году была принята декларация о правах ребенка, а в 1989-м — Конвенция прав ребенка, ключевой международный правовой документ, определяющий экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права детей.

Классная работа

По разным данным, от 75 до 90% выпускников детских домов не могут адаптироваться к самостоятельной жизни. Большинство сталкиваются с трудностями в обучении, общении со сверстниками и поиске работы.

Фонд «Большая перемена» занимается социокультурной реабилитацией воспитанников и выпускников детских домов, детей, принятых в замещающие семьи.

Основная программа фонда – образовательный центр. С детьми и молодыми выпускниками проводят собеседование, выявляют пробелы в знаниях и составляют индивидуальную образовательную программу.

«При составлении программы учитываются уровень развития, запросы и интересы, источники мотивации, жизненная ситуация. Мы обращаем внимание на все обстоятельства: учится человек в данный момент или работает, может ли добраться до нас самостоятельно», – объясняет Ирина Рязанова, директор фонда.

В фонде работают более 30 педагогов. Они помогают освоить школьные предметы, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, определиться с профессией. Студенты также учатся распоряжаться финансами, жить самостоятельно.

У каждого ученика есть свой куратор – человек, который помогает поддерживать мотивацию, преодолевать трудности и следит за освоением образовательной программы. Тем, кто учится в центре больше года и испытывает материальные трудности, фонд платит стипендию.

Еще у фонда есть клубы по интересам — английский, театральный кружок, музыкально-литературная гостиная. Дважды в год проходит конференция «Самоучка».

Не трудные, а запутавшиеся

Ежегодно около 4,5 млн детей в России от семи до 18 лет сталкиваются с проявлениями трудного поведения. Они могут вести себя агрессивно, стать жертвой травли, нарушить закон или навредить себе.

Фонд «Шалаш» раз в неделю проводит для детей в трудной жизненной ситуации групповые занятия. На них приходят дети, которые живут в приемных семьях, дети, пережившие насилие, потерю близкого человека, переезд из другой страны, дети из малообеспеченных семей.

Детей делят на возрастные группы: 7–9, 9–11 и 11–13 лет. Всего в Москве работает 15 таких групп.

Обучение состоит из четырех блоков: «Коммуникация», «Креативность», «Командная работа» и «Критическое мышление». Каждый отвечает за развитие базовых социальных навыков. Например, трек «Критическое мышление» учит анализировать источники информации, работать с текстами и развивает логику.

Ведущие и волонтеры организуют занятия, устанавливают правила и модерируют работу в группе. В программе — теория и практика, есть возможность «прожить» ситуацию и сделать собственные выводы.

Фото: Римма Зайцева / Фотобанк Лори

С мая 2021 года фонд создает безопасное пространство для подростков в ТРЦ Москвы. «Шалаш.Спот» – это пространство, куда подростки смогут прийти пообщаться или посетить занятия фонда.

Также «Шалаш» разрабатывает обучающие программы для учителей и родителей. Специалисты рассказывают, как справляться с проявлениями трудного поведения, работать с детской агрессией и недопониманием.

Общий дом

В год онкологические заболевания выявляются примерно у 4,5 тыс. детей. Часто необходимое лечение есть только в Москве. Курс лечения может длиться от нескольких месяцев до полутора лет, и в перерывах между процедурами семье нужно где-то жить.

«Добрый дом» вырос из благотворительной программы камчатского фонда «Спаси жизнь», который открыла Юлия Ромейко. Организация помогает детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями, в том числе организует лечение в Москве.

Ромейко переехала в Москву в 2015 году: стало очевидно, что квартирный вопрос касается онкобольных детей со всей России. Несколько лет «Спаси жизнь» снимал для семей квартиры. Потом был скандал с соседями: они считали, что дети их «заразят».

В 2019 году город выделил два корпуса расформированной школы-интерната. Тогда же зарегистрировали фонд «Добрый дом»: так началась история первой в Москве социальной гостиницы для онкобольных детей.

Сейчас в «Добром доме» еще идет ремонт, но постояльцы уже заехали в первый корпус. Здесь более 60 жилых комнат, учебные классы, спортзал, игровая зона и медицинские кабинеты. От крашенных стен отказались в пользу обоев, чтобы было как дома.

«У нас много детей из Тюмени, Саратова, Астрахани, Перми. Сразу понимаешь, в каком регионе проблемы с квалифицированной медицинской помощью. Не хватает врачей-онкологов, оборудования, плохая или поздняя диагностика», – рассказывала Юлия Ромейко.

Впереди еще много работы, предстоит отремонтировать второй корпус. У фонда появился попечитель – Группа компаний «Самолет». В 2022 году она планирует провести реконструкцию третьего этажа первого корпуса и завершить ремонт на втором.

Ребенок, а не диагноз

В России живут более 2 млн детей с ограниченными возможностями. По данным фонда «Национальные ресурсы образования», 56% семей, в которых растут дети с инвалидностью, сталкиваются с нехваткой квалифицированных специалистов в школах.

Помощь детям с инвалидностью – одно из приоритетных направлений работы Благотворительного фонда «Разные дети».

Для детей организованы занятия по системе Марии Монтессори: они сами выбирают материал для уроков, их продолжительность и ритм, учатся без принуждения и критики. Детей не делят ни по диагнозу, ни по возрасту.

На занятиях дети с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП и другими особенностями учатся общаться со сверстниками и управлять своим телом, заботиться о себе и преодолевать страхи, пробуют читать и писать.

С 2019 года фонд ведет проект помощи семьям, которые воспитывают детей с инвалидностью. «Не диагноз, а ребенок» – занятия, на которых детей учат выполнять бытовые задачи: одеваться, помогать с готовкой и т.д. Психологи и педагоги объясняют родителям, как мотивировать ребенка, понять его желания и выстроить коммуникацию.

«Замечательная идея – предоставить ребенку возможность самому наливать себе воду или компот из кувшинчика или бутылки. Развивает сразу и самостоятельность, и координацию движений. До участия в проекте эта, такая в принципе простая, но очень полезная идея почему-то не приходила мне в голову», – рассказывала после обучения мама Ирина Игнатьева.

Весной 2021 года фонд открыл собственный центр в районе Люблино. Там продолжают занятия участники проекта «Не диагноз, а ребенок». Планируется, что за год центр сможет принять около 100 семей.

Для родителей, которые не могут присоединиться к офлайн-занятиям, фонд регулярно проводит вебинары и лекции: анонсы публикуют в группе «Разных детей» в Facebook.

Все на лед

Но кроме качественного обучения, детям с инвалидностью важна физическая нагрузка. Спорт для них — это не только реабилитация, но и социализация, получение новых навыков и преодоление барьеров.

С 2015 года Детская следж-хоккейная лига помогает детям с инвалидностью встать на коньки. За шесть лет работы организация стала также развивать хоккей для незрячих и специальный хоккей. В октябре 2021 года учредители переименовали лигу в Федерацию адаптивного хоккея.

«К сожалению, прежнее название перестало отражать полностью суть и миссию нашей работы, поэтому мы всей командой приняли решение, что пора перейти на новый виток развития», – объяснила Анастасия Барадачева, президент федерации.

Но в 2015 году все началось со следж-хоккея. Во время игры спортсмены вместо коньков используют специальные сани и две клюшки. Этот вид спорта подходит детям и взрослым с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП и другими диагнозами.

Позже федерация открыла «Молодежную сборную» – проект профессиональной подготовки игроков в следж-хоккей к спортивной карьере. Ежегодно для сборной организуют отдельные тренировки и выезды на международные турниры в США и Канаду.

Фото: Дима Жаров / АСИ

В 2019 году федерация открыла набор в московскую команду по специальному хоккею. В нее вошли дети с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра и другими ментальными особенностями. Специальный хоккей – это бесконтактный спорт, в нем отсутствуют офсайды и штрафы, при этом игроки используют стандартное хоккейное оборудование.

В 2020 году в Москве открылся набор в хоккейную команду для детей и подростков с нарушениями зрения. Ориентироваться на поле игрокам помогает система звуков и адаптированная шайба. Подростки с нарушением остроты зрения смогут стать нападающими и защитниками. Игроки с полным отсутствием зрения могут быть вратарями.

Главное событие сезона – Фестиваль Детской следж-хоккейной лиги. Это ежегодный хоккейный турнир для детей и подростков с инвалидностью. Команды из разных регионов страны приезжают на фестиваль, чтобы сразиться за звание лучшей детской следж-хоккейной команды.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Фонд «Добрый дом» предоставляет жилье семьям из регионов, которые приезжают на длительное лечение в Москву, дает детям возможность учиться по школьной программе, а родителям получать новые полезные навыки.

Благотворительный Фонд «Шалаш» помогает взрослеть детям из приемных семей и детям в трудной жизненной ситуации: проводит для них бесплатные занятия, на которых они учатся понимать и выражать свои эмоции, следовать правилам и доводить начатое до конца, в Москве и Санкт-Петербурге проводит занятия для родителей в трудной жизненной ситуации, собирает педагогические практики преодоления трудного поведения, публикует материалы о насилии в школе, о том, как его распознать и что делать, если ребенок уже пострадал.

Некоммерческая организация «Детская следж-хоккейная лига» проводит тренировки и соревнования по следж-хоккею, хоккею для незрячих, специальному хоккею для людей с ментальными особенностями, организует ежегодные спортивный летний лагерь.

Благотворительный фонд «Разные дети» проводит занятия для детей с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП и другими диагнозами. Занятия ведут Монтессори-педагоги, клинические психологи, нейропсихологи, логопеды, дефектологи, специалисты по арт-терапии и педагоги-художники.

«Большая Перемена» помогает воспитанниками выпускникам детских домов, коррекционных и психоневрологических интернатов, а также детям, принятым в замещающие семьи, восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к сдаче экзаменов, консультирует детей, родителей, волонтеров по вопросам обучения, реализует стипендиальную программу для студентов в трудной жизненной ситуации.

Рекомендуем