Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Статьи

Законопроект о налоговых льготах для юрлиц-благотворителей – комментарии экспертов

6 ноября Минэкономразвития опубликовало проект закона, который предоставляет юридическим лицам право уменьшать налогооблагаемую прибыль на…

6 ноября Минэкономразвития опубликовало проект закона, который предоставляет юридическим лицам право уменьшать налогооблагаемую прибыль на размер пожертвования в целевой капитал НКО. Это хорошая новость, считают эксперты: принятие такого закона будет означать, что государство ценит благотворительную деятельность бизнеса и намерено формировать благоприятные экономические условия для третьего сектора.

В пояснительной записке к проекту закона сказано, что он будет способствовать укреплению финансовой устойчивости деятельности СО НКО, увеличению объемов получаемых ими целевых поступлений, привлечению долгосрочного финансирования на решение задач в социальной сфере. Для минимизации рисков злоупотребления проектируемыми льготами, налоговый вычет предлагается ограничить действующим лимитом расходов на иные виды рекламы плюс один процент внереализационных доходов.

Насколько возможность получения такого налогового вычета заинтересует бизнес? Какую роль это сыграет для некоммерческих организаций, подавляющее большинство которых целевого капитала пока не имеют? И наконец, каковы перспективы у законопроекта? АСИ обратилось с этими вопросами к экспертам третьего сектора, непосредственно занимающимся внедрением технологии целевого капитала в России.


Zelkova
Фото с сайта fondpotanin.ru

Лариса Зелькова, гендиректор Благотворительного фонда Владимира Потанина, заместитель председателя Комиссии по развитию благотворительности и волонтерства ОП РФ

Комиссия по развитию благотворительности и волонтерства Общественной палаты РФ давно работала над этой темой, пытаясь всеми силами способствовать появлению стимулов для пожертвований на общественно-полезные дела. Ситуация с налоговыми льготами для частных жертвователей более-менее продвинулась — начиная с 2012 года введен налоговый вычет для физических лиц, перечисляющих средства на благотворительность. Однако законодательство для юридических лиц долгое время практически не мотивировало компании к занятию благотворительной деятельностью. Им зачастую с экономической точки зрения было неважно, потратить деньги на рекламу, спонсировать спортивное мероприятие или пожертвовать средства тем, кто занимается незаметными, но зачастую бесценными для общества делами. Появление законопроекта Минэкономразвития дает повод для оптимизма: если он получит силу закона, у компаний появится возможность вложить средства в целевой капитал некоммерческой организации, способный стать залогом ее благополучия на многие годы вперед.

Да, среди российских фондов целевых капиталов относительно немного НКО — из немногим более сотни зарегистрированных в России эндаументов большую часть составляют эндаументы вузов (70%) и музеев (14%), и только порядка 15% — целевые капиталы других организаций. Однако значение законопроекта трудно переоценить: это сигнал для общества, что государство готово создавать экономические условия для стабильного существования третьего сектора.

Один процент — небольшая сумма. Для компаний это имеет, скорее, символическое значение — как знак того, что государство знает и уважает подобного рода деятельность. Однако для получателей пожертвований эти суммы могут оказаться весьма значительными.

Мне трудно оценивать перспективы — проект находится на начальной стадии обсуждения. Естественно, мы очень надеемся, что он благополучно пройдет все этапы и превратится в закон. Теоретически, есть классический аргумент «против» — льготы ведут к недопоступлению в бюджет некоторого количества налогов. Но ведь никто не считает социальный эффект от средств, вложенных в благотворительные проекты, а он огромен, поскольку успешные проекты способны изменить к лучшему жизнь целого региона. Фактически это решает социальные проблемы — только не напрямую, через бюджет, а более сложным образом.
Что касается другого возможного аргумента «против» («благотворительность станет ширмой для ухода от налогов»), то в законопроекте это предусмотрено: если целевой капитал организации расформирован, то компания обязана компенсировать вычет в следующем налоговом периоде. Это реально, так как фонды целевого капитала на сегодняшний день — один из самых прозрачных и легко контролируемых благотворительных финансовых инструментов.


шарипков 2
Фото — А. Кириллина

Олег Шарипков, исполнительный директор Пензенского фонда местного сообщества «Гражданский союз»

Это на самом деле актуально для некоммерческого сектора. Хорошо, что такие льготы предусматриваются этим законопроектом. Но для развития некоммерческого сектора было бы еще лучше, если бы целевые капиталы разрешили формировать благотворительным организациям. На сегодняшний день этого явно не хватает. Есть множество успешно работающих благотворительных организаций, которые готовы создавать целевые капиталы, чтобы снизить зависимость от пожертвований и грантов. Но по закону [О порядке формирования и использования целевого капитала] благотворительная организация не может создавать целевой капитал. Этого очень не хватает.

Мы много разговариваем с предпринимателями, с нашими местными и не только. Они говорят, что для них это не очень актуально. Кто-то будет этим заниматься, кто-то не будет возвращать один процент. Но сам факт, что все-таки пожертвования стимулируются, мне кажется положительным.

Я предвижу, что Минфин, как обычно будет возражать, поскольку это, наверное, чуть уменьшает (очень незначительно) какую-то налогооблагаемую базу. Они, как правило, все считают по максимуму. Если будут исходить из того, что все компании занимаются благотворительностью и тут же кинутся возвращать этот один процент, у них получится гигантская сумма. Тогда будет аргумент: «Вот смотрите, сколько теряет бюджет!». На самом деле из 100% компаний, которые занимаются благотворительностью, возвращать этот процент будут, по моим прикидкам, процентов пять. Аргумент о том, что это подорвет бюджет – дурацкий.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике