Методические рекомендации разработал центр лечебной педагогики «Особое детство» совместно со специалистами московских учреждений соцобслуживания.

Фото: Сергей Новиков / Фотобанк Лори

По данным московских учреждений соцзащиты, где живут дети с множественными нарушениями развития, от 76% до 94% воспитанников не используют речь как основное средство коммуникации или не пользуются речью вовсе. 

При этом уровень подготовленности сотрудников учреждений значительно разнится. Логопеды, дефектологи, психологи используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Другие специалисты могут иметь о них весьма нечеткое представление, вместо АДК интуитивно и несистемно используя разные изображения и жесты.

В случае воспитателей и помощников воспитателей, на которых ложится основная нагрузка по воспитанию детей, это создает особенно большие неудобства. При переходе из группы в группу или переводе в другое учреждение ребенок теряет привычное средство коммуникации и должен учить все заново. 

Чтобы изменить ситуацию, полтора года назад была создана рабочая группа, куда вошли 20 специалистов из восьми соцучреждений Москвы и представители ЦЛП. В работе также участвовали юристы, специалисты по развитию коммуникации и обучению АДК детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Итогом работы группы стало создание единых методических рекомендаций по альтернативным способам коммуникации с неговорящими детьми. 30 мая 2022 года методическое пособие было представлено в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.

Рекомендации позволят сделать шаги в определении алгоритма оценки, введения и поддержания средств АДК в учреждении. В них описаны условия внедрения АДК, основные направления работы, стратегии и средства. Кроме того, там обобщен накопленный в практике опыт, который будет полезен специалистам, работающим с детьми этой категории. Электронное издание методических рекомендаций подготовлено при поддержке фонда «Вклад в будущее». 

Председатель правления центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова убеждена, что выход методического издания — важный шаг на пути к принятию и последующему внедрению в России единых правил и стандартов подготовки работников с навыками владениями альтернативными способам коммуникации с неговорящими детьми.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Фонд «Вклад в будущее» реализует образовательные проекты, поддерживает программы в помощь детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ментальными нарушениями, оказывает поддержку некоммерческим организациям.

Рекомендуем