Обзор подготовила заместитель исполнительного директора по взаимодействию с благотворителями и попечителями Фонда целевого капитала «Истоки» Юлия Бочкова.

Фото: Christian Wiediger / Unsplash

Как рассказал фонд «Истоки», в немецких СМИ нередко можно встретить мнение о том, что филантропия Германии – одна из ведущих в мире.

Однако, по словам Юлии Бочковой, статистика демонстрирует, что страна в этой сфере, скорее, «крепкий середнячок». Так, согласно аналитическому отчету CAF World Giving Index: Ten years of giving trends (2009-2018), Германия в мировом рейтинге благотворительности занимает лишь 18-е место (будучи пятой экономикой планеты). При этом в десятку лучших филантропий попали такие европейские страны как Ирландия (№5 в рейтинге), Великобритания (№7) и Нидерланды (№8).

Основные показатели

В 2019 году общий объем массовых (до 2500 евро) частных благотворительных пожертвований в ФРГ составил порядка 5,1 миллиардов евро. Это — пятый результат за всю историю исследования рынка частных пожертвований в стране (проводится по заказу Немецкого совета благотворительных организаций компанией GFK с 2005 года на ежегодной основе). По сравнению с 2018 годом объем пожертвований в этом сегменте в 2019 году снизился на 3,6%, что оказалось ниже прогнозных значений (ожидалось падение на 1,3%).

Еще один своеобразный антирекорд зафиксирован в немецкой благотворительности 2019 года: число частных доноров снизилось почти на миллион человек – таковых оказалось 19,5 миллионов граждан (29,1% населения страны). Впервые за долгое время данный показатель опустился ниже планки в 20 миллионов человек.

В обычно щедрый на пожертвования декабрь (традиционный период рождественской филантропии) 2019 года благотворительные организации Германии собрали на 15% меньше средств, чем получили в декабре годом ранее, и доля сбора пожертвований этого месяца в 2019 году составила 18% против 20% в 2018 году.

Средняя сумма одного пожертвования в 2019 году снизилась на один евро и составила 37 евро, зато выросло число пожертвований: средний немецкий частный донор жертвовал не менее 7 раз в прошлом году.

На что жертвуют

Больше всего в Германии жертвуют на гуманитарную помощь (75,3% от всех благотворительных сборов — рост на 1,6% по сравнению с 2018 годом). Большую часть этого сегмента составляют перечисления на помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и катастрофах, а также на поддержку больных и людей с инвалидностью. Пожертвования на другие виды гуманитарной помощи и на помощь нуждающимся в развивающихся странах сокращается. Помимо гуманитарной помощи в 2019 году на 1,2% вырос сбор на охрану окружающей среды. В остальных сферах объем пожертвований сократился: в сфере культуры и охраны памятников — на 5 млн евро, поддержка спорта недосчиталась 19 млн евро, а защитники животных получили на 7 млн евро меньше, чем в 2018 году.

Произошли изменения в сборе пожертвований на религиозные организации. Доля сборов католических организаций упала на 2% и составила 10,5% всех пожертвований на религиозные цели, евангелическая церковь зафиксировала увеличение доли пожертвований на 0,4% и достигла 12,4%. Объем пожертвований топ-25 внеконфессиональных церквей на протяжении уже нескольких лет продолжает расти, и в 2019 году доля сборов данной группы увеличилась с 25,6% в 2018 году до 30,1%.

Возраст и благотворительность

Самые щедрые благотворители в Германии — люди старше 70 лет. Их доля в совокупном объеме пожертвований в 2019 году выросла с 37,4% до 40,8%. В России самые активные частные благотворители — люди в возрасте 25-34 лет. Среди немцев «за семьдесят» жертвует каждый второй (49,5% от жителей страны этого возраста). И жертвует немало: средний годовой объем пожертвований на одного человека в этой возрастной группе в 2019 году составил 344 евро. Немцы 40-49 лет жертвовали в среднем 320 евро. Доля старших групп в немецкой филантропии растет, а вот молодые поколения тратят на благотворительность все меньше. Например, в 2019 году доля людей от 30 до 39 лет в общем объеме пожертвований упала на 4,2%.

Мотивы

Отвечая на вопрос: «Что вас побудило жертвовать?», 25,3% респондентов сослались на личную приверженность миссии и целям конкретной благотворительной организации, в которую они жертвуют на регулярной основе. Второй по значимости повод к благотворительности в Германии — получение лично адресованного письма (19,3% респондентов). Остальные фандрайзинговые каналы — такие как СМИ, интернет, социальные сети, реклама, обращения по телефону, просьбы на улицах, в церквях, через друзей — занимают небольшую часть рынка филантропии Германии.

«Таким образом, 2019 год оказался для немецкой благотворительности не самым удачным и, исходя из результатов исследования, мы не видим тенденции к повышению места Германии в международном рейтинге филантропии. Впрочем, 2020 год, проходящий под знаком пандемии коронавируса, может принести немало сюрпризов и в данной сфере», — добавили в фонде «Истоки».

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем