Фото: Центр лечебной педагогики «Особое детство» (Москва)

Московский центр лечебной педагогики «Особое детство» внедрил онлайн-обучение и оказал помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития. Помощь получили 300 семей.

Социальная изоляция нарушила их привычный образ жизни. Многим потребовалась срочная помощь специалистов. Центр максимально быстро перестроил работу и предложил особым детям и их родителям новый формат занятий в режиме онлайн. Дети занимались индивидуально и в группах 1-3 раза в неделю. Занятия длились от 15 до 45 минут в зависимости от возраста и состояния детей.

Для родителей дошкольников с расстройствами аутистического спектра были организованы группы поддержки.

«Для нас это новый опыт, раньше мы не делали такие группы в онлайн-формате, – рассказывает ведущая группы, психолог ЦЛП «Особое детство» Елена Антонова. – Мы собрали семьи, которые вместе со своими детьми уже были на первичном приеме, но из-за коронавируса не успели начать заниматься. Формат занятий – не просто лекция (которых и так очень много в интернете), а информационно-психологическая группа, где родители сами выбирают темы, которые им интересно рассмотреть. Группа – это полностью безопасное пространство, где мы не только изучаем тему, но и разбираем случаи для каждой семьи. Важные темы занятий: поиск ресурсов для родителей, отношение социума к семье с ребенком с РАС, подбор образовательного маршрута. Педагоги отвечают на волнующие родителей вопросы, и все вместе придумываем индивидуальные ходы для каждого ребенка. Как запустить речь? Что делать с самообслуживанием? Как играть с ребенком? Как превратить неконструктивное действие ребенка – когда он все время бегает, или прыгает, или выстраивает кубики ровными рядами – в развивающую игру и наладить коммуникацию».

Родители поделились своими впечатлениями об участии в работе родительской группы.

Юлия, мама Леши:

«Интересно было послушать специалистов, появилась поддержка от таких же родителей детей с особенностями, стало понятно, что мы не одни. У меня много времени ушло на принятие сложившейся с ребенком ситуации и его состояния. После занятий в группе еще некоторые пазлы сложились. Мне было трудно рассказывать незнакомым людям о нашей ситуации, а потом я поняла, что легче становится, когда говоришь об этом. Хотелось бы встречаться такой группой раз или два в месяц, это была бы поддержка очень большая».

Светлана, мама Вити:

«Было приятно услышать, что мы, родители, не должны забывать про себя и свои радости. Я решила возродить свое хобби, вышивку, могу теперь перед сном использовать свободные полчасика. А после того как услышала, что наши совместные с ребенком занятия должны приносить и родителю хоть какой-то интерес, решила петь ребенку песенки под гитару».

Елена, мама Гоши:

«Участие в этой группе дало огромную психологическую поддержку. Ощущение: я не одна, другие мамы особенных детей справляются, значит, у меня тоже получится. Я стала спокойнее смотреть на жизнь, соответственно, ребенок тоже. Я получила конкретные советы: как лучше вести себя, когда у моего ребенка истерики, протест, навязчивые движения».

Результаты опроса родителей и педагогов говорят о том, что опыт перехода на дистанционные занятия оказался в целом успешным. Более половины опрошенных хотели бы сохранить такой формат на случай, когда очные занятия с ребенком становятся невозможными (например, когда семья в отъезде). Как рассказали в центре, дистанционная работе не может полностью заменить живое взаимодействие специалистов с особыми детьми, и традиционные занятия останутся основным форматом работы ЦЛП. Однако онлайн-занятия и консультации будут по-прежнему доступны для семей, не имеющих возможности регулярно приезжать в центр, в том числе для семей из других регионов.

«Нашей главной задачей было поддержать семьи, в которых живут особые люди, а также детей и взрослых в интернатах, – отмечает директор центра»Особое детство» Дарья Бережная. – В период изоляции мы продолжали проводить занятия, бесплатные консультации, супервизии для коллег, конференции и вебинары. Наши сотрудники набирали волонтеров и вместе с ними работали в семьях, где особые люди оставались без поддержки, когда заболевали их близкие. В сотрудничестве с фондом «Жизненный путь» мы эвакуировали особых взрослых из московских интернатов на квартиры сопровождаемого проживания, а также организовали надомную волонтерскую программу для нескольких детей из подмосковных интернатов. Всего за период изоляции более 300 семей из разных регионов получили помощь центра».

Центр лечебной педагогики планирует провести семейный интегративный лагерь на Валдае с 26 июля по 27 августа. Летний лагерь – это особенное событие для воспитанников ЦЛП и их родителей: продолжение реабилитации на природе в окружении друзей, семьи, педагогов и волонтеров.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем