Участники тренинга адаптационно-педагогического центра «РАСсвет» в Иркутске узнали, как можно обучать «необучаемых» детей.

Фото: Адаптационно-педагогический центр «РАСсвет» (Иркутск)

Как рассказали в центре, уже семь лет прошло с тех пор, как понятие «необучаемый ребенок» официально отменили благодаря Федеральному Закону об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ («Об образовании в Российской Федерации»). В реальности и в школе, и на психолого-медико-педагогической комиссии родители все еще выслушивают в адрес своего ребенка фразы о необучаемости. Дети с нарушениями в развитии стандартные занятия, как правило, не воспринимают. Но есть и хорошая новость – абсолютно к каждому ученику можно найти индивидуальный подход. Подробно об этом рассказали и показали на практике учредители иркутского центра «Рассвет» в ходе тренинга для специалистов и родителей детей с расстройством аутистического спектра.

Тренинг «Первые занятия с ребенком: поиск мотивации, ввод жетонов» проходил 24 и 25 января на базе центра «Рассвет» при поддержке Фонда президентских грантов. Специалисты центра рассказали о развитии ребенка с точки зрения прикладного анализа поведения или АВА-терапии. Этот научный подход широко известен за рубежом и только начинает набирать популярность в России. Он основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Как привлечь внимание маленького ученика и как его удержать, какие мотивационные стимулы выбрать и какое поощрение за правильное поведение подойдет лучше всего – все эти вопросы напрямую связаны с обучением ребенка с аутизмом. Ответив на них, можно подобрать ключ к ребенку и научить его не только школьным дисциплинам, но и бытовым вещам: самостоятельно одеваться, есть, ходить в магазин и т. д.

С теоретической частью тренинга слушателей ознакомили Елена Шапилова и Мария Максимова. Они рассказали об установлении сотрудничества с ребенком, поведенческом взгляде на мотивацию, процедуре подкрепления желаемого поведения, а также о введении жетонной системы. Сегодня о мотивации много говорят, и даже взрослые люди все время ищут дополнительные стимулы, чтобы эффективнее работать и проводить личное время с пользой. У ребенка благодаря введению поощрений повышается мотивация. Занятия начинают ассоциироваться с приятными вещами или действиями. Кому-то лучшим вознаграждением будет компьютерная игра, а кому-то – объятия. Выбор поощрения зависит от результатов тестирования, провести которое может родитель в домашних условиях.

Большое внимание на тренинге уделялось практике. Елена Михеева и Екатерина Родыгина помогали участникам установить сотрудничество с юным воспитанником «Рассвета» Сашей. Участники получили возможность попрактиковаться в проведении обучающих сессий с мальчиком, направленных на формирование учебного поведения, обобщение навыков просьбы с помощью карточек PECS – альтернативной системой общения, где вместо слов используются картинки.

«На практический тренинг мы допустили максимально возможное количество участников – 25 человек, – рассказала председатель  центра «Рассвет» Екатерина Родыгина. – Однако и это не позволило удовлетворить потребность всех желающих, что в очередной раз подтвердило необходимость подготовки кадров, владеющих теоретическими и практическими навыками работы с детьми с аутизмом».

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем