Фото: pixabay.com
Здоровье·11.07.2019

На сайте «Кровь5» опубликовано исследование мотивации потенциальных доноров костного мозга «Мое я».

Почему люди становятся потенциальными донорами костного мозга, что ими движет, какова мотивация? – главные вопросы, которые интересовали организаторов опроса «Мое я». Исследовательская работа проводилась в течение трех месяцев на средства президентского гранта.

В марте-апреле 2019 года были организованы глубинные интервью в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Перми, Волгограде, Иркутске и Тюмени. Именно в этих городах было привлечено наибольшее количество потенциальных доноров. Опрошено 32 человека, все они – потенциальные доноры костного мозга Приволжского РДКМ. 

Проанализировав информацию, организаторы опроса выделили семь типов мотивации. Эти типы не исключают друг друга, а также то, что донорская мотивация всегда оказывается индивидуальной. Почти все потенциальные доноры ходили сдавать кровь на типирование одни и часто воспринимали вступление в регистр как свое личное дело. Около трети информантов предпочитали не рассказывать никому о том, что стали потенциальными донорами. 

Типы донорской мотивации, которые встретились в ходе исследования:

«Меня так воспитали»: многие информанты делали акцент на воспитании, ценностях, которые были привиты им еще в детстве. Чаще всего так говорили люди, выросшие в больших семьях, а также в небольших городах или деревнях, где все друг друга знали, росли «всем двором». 

«Я за всех переживаю» – распространенный вид мотивации: эмпатия, сострадание ко всем, кому нужна помощь. Главную роль в этом случае играет именно эмоциональная реакция. 

«Это мой моральный долг»: информанты говорили, что должны помогать людям, потому что это правильный, логичный поступок, тип социального контракта, обязательство перед обществом.

«Я хочу сделать что-то важное в жизни»: тут в основе желания вступить в регистр – внутренняя необходимость чувствовать себя полезным, понимать, что живешь не только для себя, но имеешь какую-то более высокую цель – спасти человеческую жизнь. 

«Просто мне не сложно» – вступление в регистр не воспринимается как какой-то моральный долг, наоборот, здесь чувствуется некий автоматизм реакции: увидел – сделал. 

«Мне интересно все новое»: в информантах, рассказывающих об этой мотивации, присутствует дух авантюризма или любопытство, решение вступить в регистр не рассматривается как общезначимый шаг. 

«Я знаю, как это важно, на своем опыте»: к этой группе относятся и те респонденты, которые сами сталкивались с потерей близких от онкогематологических заболеваний, и те, кто столкнулся с болезнью в других ситуациях, например, через рассказы знакомых или побывав в медицинских учреждениях, и это повлияло на их решение. 

Этой типологией мотивация потенциальных доноров не ограничивается. У людей больше причин, чтобы вступить в регистр. Их изучение продолжается.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем