15 февраля Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы и Фонд развития социальных инициатив «В будущее!» провели круглый стол, посвященный организации в школах уроков доброты об ответственном отношении к животным.

Спикерами выступили практики, которые имеют инициативы и опыт в этой сфере: некоммерческие организации, проводящие уроки доброты для детей школьного, дошкольного возраста и студентов вузов, представители Родительского совета при Департаменте образования, социально ответственные компании, педагоги и разработчики учебных программ и просветительских курсов.

Ольга Галузина,заместитель руководителя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы, познакомила участников деятельностью Совета родительской общественности, его участием в образовательной политике города Москвы, с инициативами и проектами, направленными на повышение качества образования, обеспечение занятости, безопасности, всестороннего развития учеников и профилактику негативного поведения.

В рамках одного из направлений работы Совета учителями школ проводятся уроки для детей о животных на основании методических материалов и рабочих тетрадей для учителей “Мы твои друзья”, разработанных Институтом детства и семьи РАН совместно с Московской государственной ветеринарной академии имени К. И. Скрябина при поддержке компании Nestle.

Совет также проводит обучение студентов 10 педагогического колледжа, которые в рамках учебной практики проводят уроки в школах. В том числе — планируется обучать их проведению уроков по гуманному обращению с животными.

Александра Макеева, руководитель отдела образовательных программ, Nestle Россия, рассказала о создании, реализации и оценке эффективности методических материалов проекта “Мы — твои друзья” на практике. Материалы предназначены для проведения уроков доброты для детей от 8 до 11 лет. Занятия призваны развивать культуру гуманного отношения ребенка к животным и доносить информацию не только до детей, но и их родителей. В этом году в программе приняло участие 23 региона и охвачено 155 000 школьников, в том числе — в 150 школах Москвы. Программу реализуют учителя в школах и положительная обратная связь от учителей превзошла ожидания разработчиков. Она была рассчитана на 1 год изучения, но из-за высокой востребованности будет разработана новая методическая модель на 2 года изучения.

Светлана Сафонова, и.о. директора Фонда “Дарящие надежду”: «Фонд проводит уроки доброты с 2014 года и провел около 500 уроков для школьников старших и младших классов, а также уроки в районных библиотеках. На уроках раскрывается проблема бездомных животным и ответственное обращение к ним. Сотрудники и волонтеры фонда, имеющие педагогическое и психологическое образование, также проводят мини-тренинги для комплексной подготовки старшеклассников по программе “От старших к младшим”. На тренингах детям рассказывают об ответственном обращении к животным, о работе волонтера и важности ее просветительской части. Затем вместе со старшеклассниками проводятся уроки в младших классах, после делается методический разбор и далее, под контролем учителей, старшеклассники могут проводить уроки самостоятельно.
Совместно с педагогами при поддержке Агентства стратегических инициатив Фонд разработал годовую методичку для начальной школы, рассчитанную на 18 уроков».

Мария Лежнева, заместитель директора фонда “Образ жизни”, рассказала о программе “Школа позитивных привычек” (реализуется при поддержке Фонда президентских грантов). Это серия уроков, рассчитанных на детей 7-9 лет, дошкольного возраста и детских садов. Уроки построены в форме игр и диалога, детям младшего возраста нравится делиться информацией и интересно отвечать на вопросы.
Все материалы школы позитивных привычек выложены в открытом доступе на платформе positiveschl.ru и часто используются для проведения уроков учителями в регионах. В качестве мотивации для учителей предусмотрены сертификаты на повышение квалификации от Института художественного образования и культурологии Российской академии образования. Программой охвачено 150 городов, около 600 учителей пользуются платформой. По окончанию серии из 4 уроков, фонд дарит школе доски добрых дел, в которых дети могут писать свои добрые дела и делают это очень активно.

Станислав Перешеин (исполнительный директор Фонда “Вторая жизнь”): Фонд принимает участие в просветительском проекте “Школа реальных дел” уже третий год. Генеральный партнер проекта — фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело». “Школа реальных дел” — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов, для выполнения которых дается четыре месяца и по итогу в финале выбирают победителей. Основной девиз — обучение через действие! Огромное количество заявок приходит на участие в проектах, связанных с помощью животным. Заявки на участие в программе принимаются от учителей и учеников от 5 до 11 класса. Фонд “Вторая жизнь” курирует проекты по данному направлению. Командами школьников разработаны 92 самостоятельных урока и проведено 386 уроков по помощи животным и гуманному отношению к ним. Учениками проведено 28 благотворительных ярмарок, 4 благотворительных концерта, собрано свыше 800 кг сухого корма для животных и распределены в приюты. Благодаря одному проекту из общепитов собрано 3 тонны еды для приютских животных.

Елена Селиванова, менеджер по корпоративным отношениям компании MARS
Компания MARS — не только крупнейший производитель кормов для животных. MARS также изучает и развивает уход за животными в научно-исследовательском центре Waltham в Великобритании, в том числе были проведены исследования о положительном влиянии животных на эмоциональное и физическое здоровье детей. MARS считают, что дети — главные союзники в формировании гуманного отношения к животным, ведь освоив информацию, дети учат и своих родителей. Поэтому у MARS есть 2 проекта, направленных на обучение детей доброте и бережному отношению к животным. Первый — игровые станции-ветклиники в детских городах профессий “Кидбург” и “Мастерславль”, где ребенок может попробовать себя в роли ветеринара и узнать больше о правильном уходе за животным. Второй — современный онлайн-проект “1 АФ класс”, в рамках которого любой ребенок, пройдя 10 уроков, получает документ о том, что готов к самостоятельному уходу за питомцем. Проект помогает родителям и детям вести продуктивный диалог на тему появления собаки в семье.

Мария Белоусенко,председатель общественной организации защиты животных “РусДог”, рассказала, что РусДог реализует программу “Поколение доброты”, состоящую из 3 направлений: детские и школьные экскурсии в приюты, уроки доброты в школах на английском языке и работа со студентами в вузах.
Для проведения уроков в школах команда сделала перевод обучающих материалов на английский язык. Проведение уроков в рамках школьной дисциплины помогает повысить эффективность занятий. В начале урока детям показывают короткометражный фильм с доброй историей о спасении котенка мальчиком 10 лет. По разрешению школы приезжают на урок с обученной собачкой-инвалидом. Это помогает развивать уважительное и толерантное отношение к людям с инвалидностью в том числе. Наработками для проведения уроков организация готова делиться.
Студенты обращаются в организацию за консультациями и данными при написании дипломных работ по социальным направлениям.

Галина Новак,координатор программы “Лапа дружбы” Фонда “Рэй”: «Программа существует с 2015 года и оказалась очень востребованной. Ежедневно реализацией программы занимаются 2 штатных преподавателя с высшим педагогическим образованием и опытом работы в школе. Так организация может контролировать качество подаваемого материала и измерять эффективность уроков. Программа рассчитана на детей от детского сада до студентов и за годы ее проведения обучено 19 тысяч детей. Преподаватели также выезжают на уроки в летние лагеря и в детские дома. Занятия проводятся без животных, так как занятия проходят в школе весь день и это может быть тяжело для животного, а также чтобы не отвлекать внимание детей. Для более маленьких детей уроки проводятся с игрушками. Для ребят постарше это беседы, создание проектов, разбор кейсов и интерактив с заданиями. Уроки на английском языке».

Елена Коробова, директор региональной общественной организации “Экология человека”, рассказала, что в школах они проводят занятия под названием “ДогУрок”. “ДогУрок” разработан совместно с Агентством стратегических инициатив. Методика уроков разработана Никой Могилевской (директор Благотворительного фонда помощи животным “Я свободен”, зоопсихолог). В проекте — 10 последовательных уроков. Уроки проводятся с участием обученной собаки. По итогу этих уроков проводится игровое занятие “ДогКвест” . На “ДогКвест” приходит сразу 5 волонтеров с 5 собаками, дети делятся на команды и выполняют задания, разгадывают ребусы, расшифровывают карты. В данный момент сотрудники организации разрабатывают методику для учителей для передачи опыта и обучающих материалов. В рамках второго проекта “Пункт бесплатной стерилизации”, фонд ведет просветительскую деятельность для студентов колледжей, техникумов и вузов о важности и необходимости стерилизации, а также об особенностях зооволонтерства и проектной деятельности на базе своего учебного заведения.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем