Круглый стол «Дети с особыми образовательными потребностями в образовательной среде» прошел в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования.

Пути повышения эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в школах края обсудили 31 января педагоги, социальные работники, специалисты профильных министерств и представители родительских общественных объединений.

В круглом столе приняли участие около 50 человек. Встреча стала одним из первых публичных мероприятий проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями — дело общее». Проект осуществляет организация «Поддержка общественных инициатив».

Начальник отдела анализа и мониторинга института повышения квалификации работников образования Олеся Соколова представила результаты социологического исследования «Уровень толерантности педагогов, учащихся и родителей к проблемам детей-инвалидов, детей с ОВЗ».

Исследование показало, что учителей в инклюзивном образовании пугает в первую очередь ощущение собственной некомпетентности, непонимание, чему и как они могут научить детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие склонны считать, что на данный момент с учетом школьных реалий в инклюзивных классах могут обучаться только дети с полностью сохранным интеллектом и небольшими отклонениями в здоровье. Остальные должны обучаться дома или в коррекционных школах. Родителей детей без особенностей здоровья беспокоит, как отразится присутствие ребенка с ОВЗ на учебном процессе. Исследование выявило, что существует такое явление, как «толерантность на расстоянии», когда человек считает, что инклюзивное образование необходимо, но желательно, чтобы оно не коснулось его самого и его семьи.

О том, какая складывается картина в Алтайском крае, рассказала главный специалист сектора специального образования отдела специального образования, опеки и попечительства Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Гусельникова. Сейчас в Алтайском крае образование получают 13 тыс. 283 ребенка с ОВЗ. 3 тыс. 747 из них обучаются в тридцать одном специальном образовательном учреждении. В 809 муниципальных школах учатся 9 тыс. 536 детей с ОВЗ. Форма обучения у них разная. Инклюзивно, то есть вместе с другими детьми, учатся 5 тыс. 723 ребенка, в 106 отдельных классах — 1 тыс. 146 детей, индивидуально на дому — 2 тыс. 282 человека, на семейной форме обучения находятся 385 детей.

По мнению участников встречи, система инклюзивного образования только выстраивается, в ней еще много несогласованностей и шероховатостей, которые мешают полноценному включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. В своих выступлениях педагоги подтвердили выводы представленного исследования, но, вместе с тем, обратили внимание и на другие реалии инклюзивного обучения. Они отметили незнание родителями нормативных актов, которые регламентируют образовательный процесс, завышенные ожидания родителей детей с ОВЗ от учебного процесса. Было отмечено, что учитель часто психологически не готов к работе с ребенком с особыми образовательными потребностями, так как отсутствует ресурсная база для такой подготовки. Не определена норма оценки детей с ОВЗ, что ставит учителя в сложную ситуацию. Он не может оценивать их наравне
с детьми без особенностей здоровья.

Обозначили проблемы инклюзивного образования и родители особых детей. По их мнению, большинство учителей не знают психологических особенностей детей с ОВЗ. Например, ребенок с синдромом Дауна может спрятаться под стол от громкого требования учителя, даже если оно относится к однокласснику. Многие родители видят в школе инструмент социализации, так как понимают, что без этой социализации их ребенок не сможет полноценно существовать отдельно во взрослой жизни. Поэтому они стараются всячески уйти от надомного обучения.

В заключительном слове руководитель проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями — дело общее» Светлана Чуракова призвала участников встречи к сотрудничеству. Участники круглого стола выразили готовность к взаимодействию в поиске решений проблем и конкретным совместным действиям.

Проект «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее» осуществляется на средства субсидии из федерального бюджета и президентского гранта.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем