В работе фотомастерской приняли участие учащиеся с инвалидностью и без из московских школ. Профессиональный фотограф в течение четырех дней учила детей с ОВЗ и без делать автопортрет, рассказала об искусстве художественной постановки света и провела практическое занятие на улице.

Полтора десятка учеников московских школ 518, 1447, 548, 1321 (Ковчег), 1539, а также дети из программы Лидерства региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» в возрасте от 8 до 17 лет, с инвалидностью и без, приняли участие в работе фотомастерской «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей».

Некоторые из участников давно занимаются фотоискусством и пришли к фотохудожнице Ашхен Азоян, которая вела занятия, за новыми секретами мастерства. Другие – новички, впервые взявшие в руки большой профессиональный фотоаппарат. Кто-то из ребят передвигается на коляске, кто-то – с ослабленным зрением или другими особенностями развития, кто-то – без, но в атмосфере творчества совсем не это было главным.

Ашхен Азоян, давний друг РООИ «Перспектива», начала с азов: рассказала ребятам о том, что такое выдержка и как обращаться с диафрагмой, заодно расспросила, зачем, по их мнению, нужна фотография. «С помощью фотографии можно запечатлеть то, что не хотелось бы забывать», — считает десятилетняя Женя Матвеевичева. А вот Лиза Марьина и Гриша Кузнецов, которые снимают давно и могут уже считаться специалистами, полагают, что через фотографию можно выразить себя, рассказать о своем внутреннем мире.

Новичкам Ашхен продемонстрировала старый пленочный фотоаппарат и объяснила, каким образом свет попадает в объектив и как можно задержать или сократить этот процесс. Девятилетняя Даша Малола моментально уловила суть и правильно отвечала на самые сложные вопросы ведущей. Поэтому ее сразу назначили моделью: Даша прыгала, а остальные пытались с помощью правильно выставленной на фотоаппарате выдержки снять Дашу в прыжке. Работали ребята в парах: один с инвалидностью, один без. И один на двоих фотоаппарат.

Первое занятие было посвящено автопортрету. Посмотрев работы известных фотографов, ребята попробовали сами сделать автопортреты – с фотоаппаратом в вытянутой руке, в зеркале, в отражении тени на стене. На следующий день мастер с учениками разбирали достоинства и недостатки сделанных работ.

«У меня поначалу был мандраж: все же я не педагог, я практик, возможно, не всегда могу объяснить то, что на съемке получается само собой, — поделилась Ашхен. – Но мы начали занятие, и они так увлекаются, погружаются в творчество, что я чувствую самый настоящий драйв. Мне очень понравилось, как мы работали».

Тайны света и тени, перспективы и многослойности кадра были раскрыты изумленным слушателям на следующем занятии. Теоретическая подготовка завершилась практическими занятиями на улице, где ребята пытались запечатлеть друг друга в движении, а также летящий и сверкающий на солнце снег, архитектуру окрестных зданий. Ашхен объясняла детям про заваленный горизонт и художественную ценность разделенного надвое кадра.

Очередное занятие в студии было посвящено художественной постановке света и съемке портрета. Здесь дети работали по трое: фотограф, модель и мастер по свету, решающий, как расставить лампы, чтобы модель выглядела наиболее привлекательно.

Четыре дня пролетели, как один. Руководитель проекта Юлия Симонова вместе с ребятами огорчалась, что уже пора расставаться: «Дети очень быстро сдружились, у них сложилась прекрасная команда. Порой не хотели уходить домой и просили Ашхен дать им домашнее задание. Но самое главное, совместное творчество еще раз показало: все дети равны, все могут прекрасно вместе общаться, дружить и заниматься любимым делом».

«Перспектива» планирует провести подобные фотомастерские в марте и в апреле. Лучшие работы детей будут отобраны на специальную выставку.

О фотопроекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей»
Впервые этот проект был представлен известным фотографом из Италии Джиакомо Пироцци (Giacomo Pirozzi) и Памеллой Мендельсон (Pamela Mendelsohn), профессиональным фотографом из США. С 2005 года РООИ «Перспектива» организует фотопроект в России. В этом году проект финансируется за счет средств государственной поддержки социально-ориентированных НКО (в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп). Цель проекта – с помощью объектива фотоаппарата снять барьеры, дать возможность детям посмотреть друг на друга новым взглядом, свободным от стереотипов.

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» была создана в 1997 году. На сегодняшний день «Перспектива» является одной из ведущих общественных организаций. Мы занимаемся социализацией и активизацией молодых людей с инвалидностью, отстаиваем права людей с инвалидностью в России. Мы продвигаем инклюзивное образование в России, предоставляем услуги в области трудоустройства для людей с инвалидностью и членов их семей, осуществляем юридическую поддержку людей с инвалидностью и организуем международный кинофестиваль «Кино без барьеров». Наша миссия – улучшить качество жизни и добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества.

Рекомендуем