«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита…

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека,
и гражданина — обязанность государства».
Ст. 2 Конституции РФ

Вспоминая Международный день прав человека, логично вспомнить и о правах бездомных людей, ведь именно бездомные или, так называемые, «лица без определенного места жительства» являются, пожалуй, наиболее незащищенной в правовом и социальном отношении группой населения.

Бездомные, более чем другие граждане, страдают от отсутствия регистрации (прописки), что прямым образом влияет на возможность реализации ими гражданских прав и свобод. Нереализованность права на жилье, влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически ни одного из конституционных прав, что фактически исключает бездомных из системы общественных отношений и ставит их в положение, требующее огромных усилий и нестандартных решений для реализации самых обычных потребностей (трудоустройство, образование, получение социальной помощи, обращение в суд и т.д.)

К примеру, в большинстве случаев люди, не имеющие регистрации, могут рассчитывать только на нелегальную работу. Им ограничен доступ к услугам государственной службы занятости, т.к. для получения статуса безработного и постановки на учет в службу занятости необходима регистрация (Ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г., а также Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 458 от 22.04.1997 г.).

Существующее жилищное законодательство также не обеспечивает бездомным гражданам возможности реализации конституционного права на жилище, поскольку обязательным условием осуществления такого права является наличие регистрации.

Механизмы реализации гражданами РФ права на социальную защиту также прочно привязаны к институту регистрации.

Наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания определяет возможность доступа ко многим, в том числе и коммерческим, услугам. Например, наличие регистрации обязательно при заключении договора с мобильным оператором, в связи с чем человек, не имеющий никакой регистрации, не может приобрести СИМ-карту.

Также, без регистрации по месту жительства или пребывания невозможно открыть счет в банке и получить банковскую карточку, т.к. в соответствии с указаниями Центробанка РФ, для совершения любой банковской операции необходимо предъявление паспорта с регистрацией по месту жительства или пребывания (См.: Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»; «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утв. ЦБ РФ 19.08.2004 № 262-П). Точно так же, без регистрации по месту жительства, в большинстве случаев, невозможно получить кредит, в том числе на приобретение квартиры.

Без регистрации по месту жительства или по месту пребывания фактически невозможно приобрести автомобиль, поскольку для его постановки на учет в ГИБДД необходимо предъявление паспорта, а сама регистрация осуществляется либо по месту жительства, либо временно по месту пребывания, что подтверждается соответствующими документами. Совершенно очевидно, что такое условие ограничивает право собственника транспортного средства на владение и распоряжение своим имуществом.

Сложности в связи с отсутствием регистрации по месту жительства (по месту пребывания) возникают и при совершении нотариальных действий.

Таким образом, возможность реализации бездомными людьми гражданских прав и свобод, а также доступность некоторых коммерческих услуг в современной России во многом обусловлена наличием у гражданина регистрации – таковы требования действующего законодательства (Паспортно-регистрационная система Российской Федерации. Анализ эффективности. СПб. 2009).

Наличие подобной системы регистрационного учета ограничивает доступ к институтам интеграции, способствует формированию маргинальных социальных групп, которые исключаются из активной социальной жизни, а иногда лишаются возможности реализации основных прав человека и гражданина.

 

Рекомендуем