Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
22.04.2024
18+
Новости

«Основной барьер — сознание коллектива»: что мешает инклюзивной среде в культурном учреждении

С какими проблемами сталкиваются учреждения при создании инклюзивной среды и как эти сложности можно преодолеть, спросили у участников открытого лектория «Культура 2.0» в Петербурге.

Фото: Zalfa Imani / Unsplash

Сфера культуры — одна из самых открытых для того, чтобы адаптировать и создавать, уверена руководитель направления Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех» Елена Перескокова. Бывает сложно найти единомышленников и все-таки главное — просто начать, а партнеры подтянутся. «Наше общество сейчас очень открыто и демонстрирует большое желание создавать, адаптировать и помогать всем людям с ограничениями», уверена эксперт.

Ограничения зданий

Сложнее всего в современном культурном учреждении при создании инклюзивной среды — преодолеть барьеры самого здания, считает заместитель директора по развитию и инновациям Центральной городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина Марина Соломонова. Например, в старинных домах в центре города не сломать лестницу, чтобы она стала удобной для человека с ограниченными возможностями здоровья.

Физическая доступность — действительно большая проблема, подтверждает специалист отдела инклюзивных программ Государственного Русского музея Настасья Шахова. «В нашем музее для людей с нарушениями зрения темно, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата у нас даже не подняться, так как нет лифта».

Сложности с системным подходом и персоналом

Самое сложное в создании доступной среды — это организовать системный подход, что подразумевает мотивацию и вовлечение в процесс инклюзии абсолютно всех сотрудников, включая «охрану и гардероб». На помощь приходят тренинги и образовательные программы, с помощью которых все сотрудники должны проникнуться идеей инклюзии как основной ценности и принципа организации деятельности. 

Основной барьер, с которым сталкивается культурная институция, — это барьеры в сознании коллектива, говорит заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Ксения Белькевич. К сожалению, есть много мифов и страхов о работе с людьми с особенностями — они связаны с отсутствием информации, актуальных представлений о современных нормах и практиках, непониманием, какие инструменты можно использовать, чтобы достичь результата. 

Когда мы слышим про человека с инвалидностью, чаще всего в голове возникает стереотипный образ инвалидной коляски. Но потребностей людей с особенностями гораздо больше, чем просто нарушение опорно-двигательного аппарата. И с этими потребностями можно работать даже в самых сложных условиях, уверена Белькевич.

«Коллег нужно вдохновлять, обучать, демонстрировать им хорошие практики. А также постараться устроить, чтобы инклюзия не была повинностью, а была частью работы, которая приносит удовольствие и ощущение важности», — подчеркивает эксперт.

Проблемы общения и понимания

Для людей с ментальными особенностями важна адаптация материала на понятный, простой язык, подчеркивает Шахова. Сейчас есть наработки в этой области, так называемый ясный язык — простые орфографические конструкции, семантические упрощения. «По отзывам наших посетителей с ментальными особенностями, им стало гораздо понятнее, когда информация подается на ясном языке. Более того, на одной из выставок в прошлом году мы сделали экспликацию на ясном языке, и это имело дикий успех среди людей безо всяких особенностей: «Ну наконец-то понятно про что эта выставка!», говорили они».

Для людей с особенностями зрения нужно делать очень подробный тифлокомментарий, для детей — создавать программы на детском языке, которые возможно «оживить» в стенах музея — так или иначе, все сводится к отдельной большой работе по адаптации материала, резюмирует Настасья Шахова.

Довольно сложно обучить сотрудников общаться с людьми, у которых есть особенности, — обучить, например, жестовому языку — это огромный ресурс, также подчеркивает Марина Соломонова. Остается только надеяться на то, что сотрудники сами по себе будут «классные, умные, молодцы и как-то решат все проблемы».

«Система заточена на абстрактного потребителя и каждый случай решения проблемы — уникальный. Например, пожилой человек или слабовидящий жалуется, что в музее мелкая экспликация. И они говорят: «Можно ли покрупнее?» Для нас это означает, что все надо переписать, переставить. Мы ищем какие-то варианты, но все очень индивидуально, и каждый раз ты никогда не знаешь, что ждать», — говорит эксперт.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике