ВЦИОМ составил портрет руководителя НКО и перечень его главных компетенций.

Фото: Covene / Unsplash

Исследование «Современный руководитель НКО: знания, навыки, компетенции» проводилось по заказу Благотворительного фонда Владимира Потанина. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования в Центре «Благосфера» в Москве.

Изучение НКО-сектора все время приводило к теме профессионализма сотрудников некоммерческих организаций, отметила Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина. Теперь благодаря работе ВЦИОМ составлен полный портрет современного руководителя НКО.

Результаты исследования оставят в открытом доступе.

Кто участвовал в исследовании

С декабря 2021 года по июль 2022-го ВЦИОМ провел 35 интервью с экспертами НКО-сектора и 420 опросов руководителей российских некоммерческих организаций.

ВЦИОМ опросил руководителей НКО из всех восьми федеральных округов РФ. 30% — из Сибирского федерального округа, 22% — из Приволжского, 14% — из Уральского. Удалось поговорить с представителями НКО из городов-миллионников, средних и малых городов и сёл.

Чаще всего (92%) респонденты занимали только руководящую должность в НКО, но были и те, кто одновременно был и учредителем организации, и работал как бухгалтер, фандрайзер, социальный работник, юрист или маркетолог.

32% — руководители НКО со штатом до пяти человек, 19% — НКО с 6-10 сотрудниками и 18% — со штатом более 20 человек. У 17% опрошенных вообще не было штатных сотрудников в организации.

При этом в большинстве случаев (37%) НКО привлекала более 20 волонтеров к своей работе за последний год. Годовой бюджет большинства опрошенных (45%) — до 3 млн рублей.

Какой он — руководитель НКО

Среди руководителей НКО 67% женщин и 33% мужчин. 38% — в возрасте от 45 до 59 лет. Молодых руководителей — 22-34 года — только 9%.

Больше всего среди руководителей НКО людей с высшим образованием, окончивших специалитет и магистратуру, — 67%. У 15% — среднее специальное образование, 12% окончили бакалавриат, 5% — кандидаты наук, 1% — доктора наук.

У 72% руководителей НКО образование общественно-гуманитарного профиля. Техническое образование получили 26% руководителей НКО, естественно-научное — 12%.

У 54% респондентов есть сертификат или диплом в сфере управления. А у 55% был опыт управления в коммерческой организации.

Руководителей НКО спрашивали, как они оценивают свою роль в организации. 28% считают себя управленцами, 24% — идейными вдохновителями. И в той, и в другой роли видят себя 38% опрошенных руководителей НКО.

Фото: Paico Oficial / Unsplash

Исследователи выявили, что более опытные руководители НКО чаще видят себя идейным вдохновителем. Руководители НКО со штатом от 20 человек чаще считают себя управленцами.

Что должны знать и уметь руководители НКО

У респондентов спросили, насколько они довольны собственными компетенциями для руководства организацией. В целом опрошенные оценивают себя на 7-10 баллов, где 10 — полностью доволен. Балл выше у руководителей, занимающих должность 21 год и более.

Среди ключевых для руководителя НКО областей знаний респонденты называли менеджмент (38%), экономику и финансы (18%). 17% отметили, что важно знание законов, 13% — высшее образование и общая грамотность.

Из личных качеств, значимых для руководителя НКО, лидирует способность понимать своих сотрудников — так ответили 26% респондентов. Следом идут навыки коммуникации и ведения переговоров, психологическая устойчивость, мотивация, лидерские качества.

По мнению опрошенных экспертов, в первую очередь руководители НКО должны понимать особенности сектора в целом, знать свою предметную область, уметь выстраивать продуктивные отношения с людьми, управлять персоналом и владеть стратегическим и операционным менеджментом.

Что нужно совершенствовать

Руководителей спрашивали, какие навыки, знания и компетенции они хотели бы получить или усовершенствовать. В первой пятерке — менеджмент, в том числе бизнес-планирование, привлечение ресурсов и партнеров, управление персоналом, знания в области бухгалтерии и финансов, навыки взаимодействия с государством.

Фото: Ivan Zhukevich / Unsplash

Наиболее эффективной формой обучения руководители НКО считают курсы повышения квалификации (67%), практику (63%) и короткие курсы, семинары (44%). Более качественными и удобными считают вебинары, семинары и стажировки, преимущественно в смешанном формате (и онлайн, и офлайн), продолжительностью до одного месяца.

Презентация результатов исследования опубликована на сайте Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Центр «Благосфера» создает условия для того, чтобы люди приходили в благотворительность и могли больше узнать об организованной благотворительности и некоммерческих организациях: в центре проходят события московских некоммерческих организаций, работают книжный и киноклуб, работает благотворительный магазин фонда «Второе дыхание», пункты буккросинга, сбора батареек и макулатуры, есть коворкинг для НКО и инициативных групп.

Благотворительный фонд Владимира Потанина помогает НКО внедрять технологию эндаумента, выделяет гранты на развитие компетенций сотрудников НКО, на основную деятельность НКО и учреждений культуры в период кризиса, поддерживает лучшие практики личной филантропии и альтруизма, в 75 вузах России реализует стипендиальную программу и предоставляет гранты преподавателям, поддерживает проекты Государственного Эрмитажа и помогает развивать спорт как социальный феномен.

Рекомендуем