Возле Байкальска продолжаются работы по ликвидации накопленного экологического ущерба бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), что может влиять на показатели. Допустимые концентрации по взвешенным веществам (различным органическим и неорганическим соединениям) здесь оказались превышены более чем в 180 раз. Хлоридов и сульфатов, железа, никеля, алюминия, меди, хрома, свинца, азот- и фосфорсодержащих веществ и нефтепродуктов также значительно больше допустимого. Однако значительное превышение концентрации взвешенных веществ, ионов аммония и фосфатов, по данным Гринпис, наблюдается и в Северобайкальске, который вырвался вперед еще по содержанию нитратов – почти в 35 раз больше допустимого.
Гринпис выступает против смягчения норм воздействия на Байкал и внесения соответствующих изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21 февраля 2020 г. № 83 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал». По словам представителя российского отделения Гринпис Романа Важенкова, природоохранная организация поддержала инициативу Сибирского отделения РАН внести в этот приказ перечень веществ и их допустимые концентрации (хлорорганические, стойкие органические загрязнители) для того, чтобы контролировать сбросы этих веществ как непосредственно в озеро Байкал, так и в водные объекты Байкальского бассейна при ликвидации накопленного ущерба Байкальского ЦБК.
«Гринпис решил получить свои независимые данные о концентрациях веществ, сбрасываемых в Байкал и реки Байкальского бассейна, чтобы аргументированно противостоять попыткам смягчения требований и отстаивать, наоборот, ужесточение, то есть добавление списка СОЗ (стойкие органические загрязнители. — Прим. АСИ). Предлагаемые Минприроды изменения в приказ угрожают экосистеме Байкала загрязнением химическими веществами, в том числе опасными и особо опасными. Эти вещества чрезвычайно токсичны, канцерогенны и могут накапливаться в организмах живых существ, вызывая функциональные расстройства и, в итоге, смерть. Полученные данные мы передадим в органы власти, в первую очередь в Минприроды и Росприроднадзор», — рассказал АСИ Важенков.
Он также отметил, что из-за загрязнения Байкала различными веществами может снизиться иммунитет байкальского эндемика – нерпы – и серьезно сократиться ее популяция, а известный байкальский омуль, возможно, станет опасно есть. Последствия превышения концентрации фосфатов в воде и вовсе можно увидеть невооруженным глазом, так как она приводит к эвтрофикации – массовому росту в воде фитопланктона и микроводорослей: синезеленых, спирогиры. Вода приобретает зеленый оттенок, а отмирающие водоросли скапливаются на берегу и перегнивают.
«Основная проблема в том, что эти водоросли нетипичны для Байкала и вытесняют эндемичные виды, фактически заменяя их собой. В результате эвтрофикации все, кто живет в воде, начинают страдать от нехватки кислорода. Поэтому вдоль цветущих рек и озер можно увидеть много мертвой рыбы», — пояснил АСИ Важенков.
В пресс-службе Министерства природных ресурсов и экологии России, в свою очередь, отметили, что результаты анализов проб сточной воды с очистных сооружений Северобайкальска, Слюдянки и Байкальска, проведенных по заказу российского отделения Гринпис в лабораториях, в Минприроды России пока не поступали.
«В связи с этим министерству трудно оценить достоверность и научную обоснованность указанных результатов. Для первичной оценки достоверности лабораторных и полевых методик отбора проб и интерпретации результатов данные исследования стоит в первую очередь представить в Росгидромет для анализа», — ответили на запрос АСИ в пресс-службе Минприроды России.