Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Новости

Когда можно говорить о полной инклюзии в образовании

Как обстоят дела в образовании детей с инвалидностью, зачем нужно межведомственное взаимодействие и какие проблемы инклюзии пока не решаются.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

29 июля в МГППУ прошла конференция Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, посвященная итогам реализации межведомственных комплексных планов (МКП) по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости для людей с инвалидностью.

Мероприятие прошло при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства высшего образования и науки РФ, Министерства труда и соцзащиты населения РФ.

Мнение уполномоченного по правам ребенка

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова выступила с докладом «Предложения и рекомендации по реализации МКП от института уполномоченных по правам ребенка».

По ее словам, сегодня все больше детских садов, школ, колледжей и университетов могут принять на обучение людей с инвалидностью. Создаются инклюзивные площадки, чтобы такие люди могли реализовывать себя и в общественной жизни.

Но говорить о полной инклюзивности можно будет еще не скоро, считает детский омбудсмен. Для этого придется решить еще много задач. В первую очередь — касающиеся межведомственного взаимодействия.

«Обучение человека с инвалидностью — это всегда совместная работа медицины, образования. Но сейчас, к сожалению, не во всех учреждениях есть должным образом оснащенные медицинские кабинеты», — рассказывает Львова-Белова.

К ней регулярно поступают обращения от родителей, которые говорят, что их дети могут учиться, но им нужно проводить определенные медицинские манипуляции, которые в образовательном учреждении сделать не получается. Например, измерить сахар в крови. Из-за этого дети, которые могли бы ходить в школу, остаются на надомном обучении.

По мнению омбудсмена, невозможно создавать новые образовательные модели, если для них нет кадрового резерва. Нужно готовить больше тифлопедагогов, сурдопедагогов, тьюторов, дефектологов и других.

Инклюзивное образование должно быть непрерывным. У человека с инвалидностью не должно быть барьеров с детского сада до постуниверситетского образования. Также омбудсмен предлагает пересмотреть рекомендованный перечень профессий для людей с инвалидностью и заниматься качественной профориентацией.

«При этом важно не вступить в ограничительную крайность. Вот детям с ментальной инвалидностью рекомендован только физический труд, хотя мы прекрасно знаем, что многие из них способны проявить себя в спорте, искусстве, информационных технологиях», — замечает Львова-Белова.

Один из пунктов межведомственных комплексных планов как раз включает корректировку законодательства. Львова-Белова предлагает переписать перечень рекомендованных профессий, актуализировать его и обновлять согласно востребованности специальностей.

Доступность образования включает в себя еще и физическую, то есть архитектурную доступность учреждений. В этой теме очень важно соблюдать принципы универсального дизайна, потому что часто большие средства вкладывают в неудобные вещи.

К тому же нельзя забывать про методические комплекты и технические устройства, которые помогают детям с ОВЗ лучше осваивать учебный материал. На это требуется непрерывное финансирование.

Позитивный опыт

У Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» есть программа «Особый взгляд», в которой он старается сделать доступнее культурную и образовательную среды для людей с нарушениями зрения, рассказывает Фатима Мухомеджан, директор фонда.

По ее словам, особое внимание уделяют проектам, в которых повышают компетенции педагогов и сотрудников образовательных организаций, чтобы они могли общаться с человеком с нарушениями зрения. В прошлом году при поддержке фонда прошли курсы, на которых учили тьюторскому сопровождению студентов с нарушениями зрения.

По итогам этой программы фонд «Искусство, наука и спорт» рекомендует включить в систему повышения квалификации профессоров и преподавателей курса по тьюторскому сопровождению.

Еще одна инициатива фонда — выдавать дисплеи Брайля детям с шести до восемнадцати лет. Однако в специализированных учреждениях дети часто начинают образование позже сверстников и заканчивают после совершеннолетия, и поэтому не получают такие ТСР. Фонд предлагает решить этот вопрос, сделать это можно силами РУМЦев — ресурсных учебно-методических центров.

Также фонд предлагает разработать методические рекомендации, по которым информационные образовательные ресурсы будут адаптировать для незрячих обучающихся. Фонд готов организовать уже в этом году соответствующий пилотный курс для разработчиков и программистов.

Нерешенная проблема

По словам Анны Битовой, председателя правления «Центра лечебной педагогики», практически во всех регионах страны не решен вопрос о доступности качественного образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В большинстве случаев они обучаются дома, часто крайне формально.

Так происходит, потому что обучение детей с множественными нарушениями развития (ТМНР) — отдельная категория, для которой нужны и финансы, и специальные кадры, и постоянное психолого-педагогическое сопровождение.

В межведомственных комплексных планах обучение таких детей в отдельную графу не выделено. Исключение — Санкт-Петербург, который включил в план обучение педагогов по программе сопровождения детей с ТМНР.

По словам Битовой, необходимо нормативно закрепить само понятие тяжелых множественных нарушений развития и особенности обучение детей с ними. В частности ЦЛП предлагает создать межведомственную рабочую группу при Минпросвещения РФ, чтобы дополнить МКП нужными для детей с множественными нарушениями развития дополнениями.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике