Одна из старейших НКО в стране обратилась в Общественную палату за помощью.

Работа Комитета солдатских матерей России. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

25 июля организация направила в Общественную палату обращение, в котором описала возникшую проблему. Зарегистрированное в марте 2019 года юридическое лицо — Ассоциация по содействию защите прав военнослужащих и призывников «Комитет солдатских матерей» (АКСМ) — требует от Хабаровского краевого общественного движения «Комитет солдатских матерей» прекратить незаконное использование товарного знака и выплатить Правообладателю компенсацию в сумме 150 тысяч рублей за использование товарного знака.

«Данная организация не является общественной организацией и не имеет никакого отношения к 48 нашим российским правозащитным организациям солдатских матерей, имеющим в названии «Комитет солдатских матерей», которые являются официально зарегистрированными уважаемыми некоммерческими организациями с многолетней историей. Сеть комитетов была создана еще в 1989 году как Всесоюзный комитет солдатских матерей и продолжает много лет работать в различных регионах России», — подчеркивает автор обращения, ответственный секретарь комитета Валентина Мельникова.

Она также утверждает, что «в крупные государственные организации от лица руководителя АКСМ рассылаются письма с объявлением сбора денег «в поддержку работы АКСМ, так и для потребностей военнослужащих-участников военной спецоперации в Украине», что противоречит законодательству РФ, а также закону о публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил России».

«Таким образом недавно зарегистрированная организация использует доброе имя и авторитет комитета, чтобы обмануть граждан и опорочить НКО», — заявляет Валентина Мельникова.

Сама ситуация выглядит очень некрасиво и абсурдно, учитывая, что «клон», зарегистрировав в качестве товарного знака словосочетание из наименования старейшей российской НКО, требует от нее же компенсацию в свой адрес, подчеркивает юрист Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Татьяна Захаркова. Это наводит на мысль, что «двойник» зарегистрировал товарный знак со словами «Комитет солдатских матерей» не для защиты своего «уникального» обозначения, а для выставления денежной претензии одной из самых уважаемых некоммерческих организаций в стране. Такие действия искажают и дискредитируют смысл и назначение товарного знака.

Почему такая ситуация возникла, объясняет юрист ассоциации Иван Куликов

«Подобный случай не уникален, так как существует пробел в законодательстве в сфере НКО, который не позволяет некоммерческим организациям защитить свое наименование, как это могут сделать коммерческие организации. Это связано с тем, что закон (ГК РФ) не включает наименование НКО в перечень подлежащих правовой охране средств индивидуализации.

Тем не менее суды учитывают права НКО и смотрят, кто зарегистрировал организацию с таким наименованием раньше и насколько добросовестно ведет себя тот, кто использует аналогичное наименование для НКО, зарегистрированной позднее. Та организация, которая начала использовать название раньше, вправе потребовать от «клона» сменить наименование. Это можно сделать в судебном порядке.

Аналогичным образом должна действовать и защита наименования НКО в том случае, если впоследствии иной организацией был зарегистрирован словесный товарный знак (знак обслуживания), совпадающий с наименованием уже существующей НКО — обладатель товарного знака не может извлекать каких-то преимуществ из этой ситуации», — говорит юрист.

Обновление от 15.08.2022, 13.00: исправлен заголовок и текст материала в связи с тем, что в распоряжении редакции появилась копия претензии АКСМ к Хабаровскому краевому общественному движению «Комитет солдатских матерей» по факту нарушения интеллектуальных прав.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Инструкция: как НКО не стать жертвой мошенников

АСИ объясняет, какие схемы могут использовать мошенники, чтобы обмануть некоммерческую организацию, как отличить настоящего донора от поддельного и что делать, если организация все же потеряла…